Совместный труд на хлебном поле

Ялкын

По ходу повествования о жизни татарского поселка в нашем городе мы подошли к интересному и сложному периоду – ко времени создания колхоза местных татар. Процесс этот, как и вообще процесс коллективизации в стране, шел трудно. Совместный сельскохозяйственный труд был отрицаем большинством населения.
Потребовалась огромная организаторская и пропагандистская работа, чтобы привлечь к социалистическому укладу жителей поселка. В пользу новой формы хозяйствования говорил и факт успешного существования первой татарской артели “Иргиз”. Но к концу двадцатых годов в татарской слободке обострились противоречия между бедной частью населения и зажиточной. Нельзя забывать, что в это время наступил конец НЭПа. Правильно понимая это как закат частной инициативы, зажиточная часть населения стала задумываться о том, как ей приспособиться к изменяющимся условиям. Был избран, казалось бы, беспроигрышный путь. Не входя в бедняцкую артель “Иргиз”, середняки организовали свою артель, назвав ее “Чечекляр”, что означает “Цветы”. Но пришел 1928 год. Верхушку “Чечекляра” объявили кулацкой и всех руководителей артели отлучили от управления.
В это время прежняя сельскохозяйственная артель “Иргиз”, значительно окрепшая, была преобразована в первый татарский колхоз, получивший название “Ялкын”, то есть “Пламя”. Кстати, так же называлась газета на татарском языке, которая в то время выходила в Саратове.
Вторая татарская артель так же была преобразована в колхоз с именем “Алга” (“Вперед”). В течение двух лет – до 1930 года – эти два татарских колхоза существовали параллельно. Потом было принято решение объединить их в одно хозяйство.
Весной 1931 года колхозники впервые все вместе выехали на весенний сев. Перед выездом был сделан фотоснимок. Объединенный колхоз носил название первого татарского колхоза – “Ялкын”. Руководил колхозом бывший чапаевец Иматдин Шамсутдинович Хубеев.
Колхозная жизнь внесла много изменений как в жизнь всего татарского поселка, так и отдельных граждан. В первый год своего существования объединенный “Ялкын” располагал только конным тяглом. Впоследствии на полях работали четыре колесных трактора и один гусеничный марки “ЧТЗ”. Колхозники возделывали семь тысяч гектаров земли.
В 1937 году председатель колхоза И.Ш. Хубеев был направлен руководить татарским колхозом в Сталинградскую область. Руководство здешним колхозом было поручено Усману Хасановичу Измайлову, большевику с 1929 года. Это был расцвет самого тревожного времени советской эпохи, времени репрессий. Не миновали репрессии и татарский поселок. В первую очередь они коснулись служители мечети. В один день были арестованы семеро знатоков Корана. До сих пор об их судьбе ничего не известно. Остались только имена: Халидулла Умяров, Султан Фейзуллин, Сулейман Абдрашитов, Халиулла Тяминов, Абдурахман Мухаммедов, Карама-бабай. Был арестован только что приехавший из Башкирии молодой мулла Шаяхмед. Эти люди были уважаемы в поселке. Аресты навели страх. Татары неохотно общались с приезжими незнакомыми людьми.
Вслед за арестами духовных лиц началось раскулачивание. Страдали русские, страдали татары. Имели место так называемые перегибы на местах. Например, два брата Сатдин и Иматдин Тимраляевы со своими семьями были отправлены в Сибирь. За что? Вопрос без ответа.
1939 год. Пугачевский район завоевал право демонстрировать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке достижения местного производства. В столице был достойно представлен и колхоз “Ялкын”, собравший неплохой по тем временам урожай. В Москве побывали председатель колхоза У.Х. Измайлов, конюх Халил Tимраляев и колхозница Алия Измайлова.
В первые дни Великой Отечественной войны У.Х. Измайлов добровольцем пошел на фронт, воевал в десанте, заслужил офицерские погоны, Победу встретил в Венгрии. Среди тех, кто самоотверженно воевал на фронтах Великой Отечественной войны, были десятки пугачевских татар. 50 из них сложили головы на полях сражений, 32 пропали без вести, 7 умерли от ран в госпиталях. Сотни пугачевцев награждены боевыми орденами и медалями. Среди них кавалер двух орденов Славы И. Б. Тяминов. Двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» награжден А.Т. Фейзуллин. Можно привести другие примеры.
Женщины также принимали участие в войне. Многие из них имели награды. Так, М.Х. Черкасова, М.И. Ганиева были призваны на фронт в 1942 году и прошли боевыми дорогами до Победы.
Во время войны татарский поселок, как и все в Пугачеве, жил жизнью страны. В 1941 году из Сталинградской области вернулся И.Ш. Хубеев. Он и руководил колхозом «Ялкын» всю войну, пока в 1946 году не вернулся в город прежний председатель Измайлов.
В военные годы труженики “Ялкына” обрабатывали площади зерновых культур, вели хозяйство на овощных плантациях. Здесь бессменным бригадиром трудился Р. Тяминов.
В фонд обороны колхозники сдавали молоко, мясо, яйца, собирали деньги на строительство самолета.
Девушки получали профессию тракториста. В годы войны механизаторами работали М.Ю. Фейзулина, Р.Ш. Хисаметдинова, Х.Ю. Измайлова и др.
В 1952 году в ходе кампании по укреплению колхозов “Ялкын” объединился с успенским колхозом “Красный Октябрь». Здесь достаточно долго работали земледельцы из бывшего “Ялкына”.

Материал подготовлен на основе трудов директора
краеведческого музея Н.И. Сулеймановой и краеведа А.К. Журавлева
На снимке: труженики колхоза «Ялкын», 1931 год. Перед выездом в поле.