В прошлом номере «Пугачевского времени», в статье «Широкий вопрос для узкого круга» было рассказано об инициативе районной администрации по переводу образовательных учреждений города и района на автономную систему управления. Продолжая тему, попробую копнуть глубже и разобраться, кто за этим стоит, для чего все это делается, кто останется в выигрыше, а кто у разбитого корыта.

Реформа

Переход с бюджетного финансирования на финансирование за счет субсидий и субвенций из соответствующего бюджета и иных не запрещенных законом источников, предполагает снижение финансирования – открытое и скрытое (при росте инфляции и цен на коммунальные услуги – оставлять финансирование учебных заведений в течение двух лет на одном и том же уровне – без индексации и без учета роста цен – это тоже снижение финансирования). Если бы все делалось по-честному, и снижения финансирования не планировалось бы, то «автономка» была бы очень привлекательной формой хозяйствования. Здесь следует оговориться, что эта «привлекательность» вряд ли относится к сельским дошкольным учреждениям, например. Какова для них вероятность самостоятельно зарабатывать денежные средства, оказывая платные услуги?

Большинство управленческих команд школ и садов просто не готовы к автономной форме хозяйствования. В основном это сельские учебные и воспитательные заведения. Есть ли у них возможность заместить своими силами те функции, которые выполняли отделы образования, юридическая служба, квалифицированные специалисты по закупкам, централизованная бухгалтерия? Власть же хочет научить плавать всех и сразу, путем выбрасывания из лодки на середине реки: кто выплывет, тот выплывет, кто не выплывет – сами «виноваты». А ведь не о бизнесе речь идет. О детях!

У администрации района в этом свой интерес. У всех создаваемых автономных учреждений будет учредитель – администрация района. Ей будет принадлежать имущество школ и садов. Согласно закону об автономных учреждениях, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (ст. 120 ГК РФ, Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Понятно, да? За долги перед поставщиками услуг автономное учреждение отвечает своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и от взыскания, согласно ст. 120 ГК РФ.

Если же у автономного учреждения нет никакого имущества, кроме указанного выше, долг повисает: учреждение продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура изъятия имущества за долги не проводится. В этом заключается различие между бюджетным и автономным учреждением: если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителя-собственника, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспеченными. В этом, думаю, кроется и причина такой поспешной реорганизации. Ни для кого не секрет, что администрацией района накоплены серьезные долговые обязательства перед бюджетом, и связаны они с имущественными налогами, в том числе. Поэтому позиции передаточного баланса будущих автономных учреждений уже содержат строки о кредиторской задолженности, и суммы это, поверьте, не малые. Как автономное учреждение будет погашать эти долги? За счет будущего, не очень щедрого финансирования? А что же тогда останется детям?

Вышеописанная схема, на самом деле, давняя, опробованная и широко применяемая не только в нашем регионе. И внебюджетное наполнение, за счет платных, дополнительных услуг, как оно не безнравственно, по-моему, работает. Но возможно ли это в применении в сельских  дошкольных и школьных учреждениях? Думаю — нет. Поговаривают, что схему эту, как вариант выхода района из глубокого финансового пике, предложил новоиспеченный председатель бюджетного комитета Саратовской областной думы В. Капкаев.

И последнее. Почему директорам школ и заведующим детскими садами не дали никакого документа, завизированного официальными лицами, в котором бы четко были прописаны те или иные распоряжения в части стремительного изменения организационно-правовой формы? Все только на словах и в безликих, никем не подписанных документах. А все очень просто. Когда учреждения придут к вопросу о неизбежной ликвидации, ответственность перед детьми, родителями будут нести трудовые коллективы учреждений, мол, это они, сами решили отправиться в свободное плавание. И власть тут совершенно ни при чем. Возможно это худший сценарий, но что-то мне подсказывает, что ни сельские школы, ни детские сады не выживут. Долги будут расти. Зарплату, конечно, трогать не будут, имущество не будут, а вот бюджетное финансирование и заработанные крохи уйдут на погашение старых и новых долгов.

Вот, что рассказывает по этому поводу директор школы из г. Троицка: «Если строго следовать букве закона, нас при переводе должны профинансировать на 100% для выполнения задания. Сейчас еле на зарплату наскребают. Задали вопрос: Получили деньги на зарплату, а у нас задолженность по коммуналке. Что будет? Нам отвечают: деньги уйдут на погашение долга. Посоветовали чаще менять счета в банках, чтобы уйти от кредиторов».

Получается, что автономные учреждения бросают на выживание. И как им выживать никого не интересует. И половина школ закроется. Особенно в сельской местности, где люди зарабатывают копейки. Родителям нечем платить за обучение. А в городских еще более углубится разделение на бедных и богатых. И к чему это приведет? Страшно подумать. Нагибать у нас умеют. Вот только о последствиях никто не думает.

И это еще не все. Образовательные учреждения через колено затачивают четко на предоставление услуг. Это бизнес. Любой бизнес создается для извлечения прибыли. Учитывая нашу реальность не слишком сложно представить, что вместо прибыли мы получим ситуацию, в которой директора и заведующие будут метаться в поисках лишнего рубля. Вполне вероятно, что будут не только платные уроки, но и бесконечные платные пересдачи контрольных, сочинений, всяческих зачетов и прогулов, а уж про подготовку к ЕГЭ и говорить нечего, если сейчас тут ситуация полностью платная.

О. Лубкова, председатель Саратовского областного отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийский женский союз — «Надежда России»