Пугачевским перевозчикам с августа 2014 не платят компенсации за льготников. Проблема эта не новая. Региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства ежегодно с опозданием и задержкой выплачивает владельцам транспортного бизнеса компенсации за перевозку льготных категорий граждан.
Маршрутные «Газели» появились в Пугачеве в 2002 году. К тому времени пассажирское автотранспортное предприятие окончательно пришло в упадок и находится в этом прискорбном состоянии поныне. Муниципальный транспорт представлен в городе одним маршрутом №3, по которому ездит один автобус «ПАЗ». Коммерческий транспорт в Пугачеве принадлежит двум предпринимателям, у которых в собственности и аренде 39 маршруток. Вот эти микроавтобусы и перевозят пассажиров в городской черте по семи маршрутам. В число пассажиров, которые пользуются льготным проездом, входят различные категории граждан, в том числе ветераны и школьники, и их общее число составляет около трех тысяч человек. Отрицать льготные проезды бессмысленно. В них таится желание сделать жизнь людей лучше. За таких пассажиров владельцам микроавтобусов положена компенсация. По утверждению перевозчиков, компенсация полностью не возмещает затраты. Но это не все. На протяжении многих лет она выплачивается нерегулярно, с постоянной задержкой. Предпринимателю Ю.В. Старинновой областное министерство транспорта задолжало 410 тысяч рублей, второму перевозчику, Ю.В. Ларину, чуть меньше – 398 тысяч. Совсем недавно Юлия Стариннова обратилась с иском в арбитражный суд Саратова. Через суд пугачевский предприниматель надеется взыскать положенную ей сумму за перевоз льготников. Ведь как ни крути, деньги были заложены в бизнес-план года. Ситуация явно ненормальная. Поскольку она характерна не только для Пугачева, но и для других территорий, областной думе следовало бы выработать решение, которое позволило бы разрешить проблему. Инициировать подготовку вопроса могли бы депутаты от Пугачевского избирательного округа.
Отказываться от перевозки льготников владельцы «Газелей» не могут согласно заключенным с транспортным управлением договорам, да и не хотят. Перевозчики в один голос говорят, что люди с проездными билетами совершенно не виноваты, что оказались в нелепой ситуации. А пока в день маршрутки перевозят более 60 пассажиров по льготным билетам.
Еще одной проблемой для пугачевских перевозчиков стали кадры водителей. Если раньше для получения необходимой категории «Д» можно было пройти обучение в Пугачеве, то сегодня этого сделать нельзя. Все учебные центры закрыты. Не проводят обучение на категорию «Д» и в Балакове. Только в Саратове. Мало того, что путь неблизкий, так еще за обучение нужно заплатить 90 тысяч рублей. Если откладывать толику от зарплаты, то как раз наберешь к выходу на пенсию. Если раньше предприниматели учили водителей за свой счет, то теперь это стало очень проблематично. Вероятно, общероссийские реформы автошкол имели первоначально благие намерения. Главное – повысить безопасность пассажиров, усилить контроль за автошколами и будущими водителями. Но только появилась проблема на пустом месте. Во всяком случае, в Пугачеве. Хотели как лучше, а получилось как всегда. За рулем маршруток оказываются пенсионеры и водители, которым до пенсии рукой подать. Что будет через пять лет, предугадать несложно.

И. Мнекина