туктарова

Вся жизнь Раисы Яватовны Туктаровой связана с Бобровым Гаем. Её предки, как и предки остальных жителей башкирского села, основали его в начале XVIII века, придя сюда с юго-востока Башкирии. Прадед был указной мулла, человек грамотный, ведь он не только руководил общей молитвой, но и вел метрические книги, обучал детей в медресе и даже осуществлял судопроизводство на основе шариата. А вот сын муллы, Гиниятулла Шарафеевич Богданов, в 1937 был репрессирован за неосторожные слова о советской действительности. Показал он односельчанину два колоса и сказал: «Вот этот, щупленький, — нам, а этот — для государства». Арестовали сразу, судили и увезли куда-то, не успел увидеть второго ребёнка, родившегося уже без него. След его так и затерялся, оправдали посмертно уже в наши дни. Мама Раисы, Мафтуха Гиниятовна, и её брат выросли без отца. Без отца входил во взрослую жизнь и папа — Яват Киньябаевич Туктаров, умерший перед самой войной. Сам он как подростком в войну начал работать трактористом, так до пенсии и проработал.

Семья жила трудно, как и все односельчане. Сельский труд лёгким не бывает. Раиса до пятого класса училась в родном селе, потом окончила в Жестянке восьмилетку и поехала в Терсу в сельскохозяйственный техникум. В 1977 году вернулась в Бобровый Гай зоотехником, а с 1985-го по 1990 год работала заведующей фермой отделения. В двадцать один год она вышла замуж за местного водителя Таврата, который после Армии возил на ферму доярок. У них родилась дочь Диляра, через 3 года сын Рашид. Шесть лет молодая мама училась заочно в Саратовской академии биотехнологии ветеринарной медицины, совмещая учёбу с довольно хлопотной работой. Доярки обслуживали пять отар, более 500 голов рогатого скота. Приходилось вставать в половине пятого утра, бросая маленьких детей, бежать на дойку. По окончании академии 13 лет работала завскладом. Перестройка 90-х, разорившая хозяйство, заставила искать новую работу. В двухтысячном году ей предложили по совместительству работу в центре социального обслуживания. Работа по силам и по характеру. Всегда рада была помочь престарелым и больным односельчанам. В 2004 году становится соцработником на постоянной основе. Соцработник на селе – это не только помощник по хозяйству, это ещё и культработник. У неё на обслуживании один дедушка и пять престарелых бабушек, которые прожили жизнь, наполненную тяжким трудом и потерями. Проводив мужчин на фронт, выхаживали по 50 голов телят, корма возили на лошадях, воду носили вёдрами, чистили вручную. Теперь каждой нужны дружеское участие, чуткость, иногда просто собеседник, готовый её выслушать. У Раисы Яватовны доброе сердце, она и по хозяйству поможет, и сходит за лекарствами, и выполнит все просьбы своих подопечных, и выслушает их, и устроит им праздник.

Кабинет соцработника находится в сельской школе, в помещении музея национальной культуры, за который отвечает Раиса Яватовна. Она же является председателем башкирского национально-культурного объединения Пугачёвского муниципального района. Наше время – время возрождения национальных культур. Раиса и её коллеги каждый год представляют башкирскую культуру и кухню на региональной ярмарке в День района в ряду других культур многонационального Пугачёвского муниципального района. Такие же презентации проходят в марте в пугачёвском Доме культуры, а главный весёлый праздник мусульман – Сабантуй, связанный с аграрным культом, — проходит летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. Бобровогайцы привозят в парк культуры и отдыха свою юрту, готовят бешбармак, угощают сладостями и чаем из самовара, разворачивают ярмарочную торговлю, поют национальные песни. И везде вы можете увидеть Раису – и на сцене, и в юрте, и за прилавком. Люди диву даются: когда она всё успевает? А ведь дома большое хозяйство – 3 коровы, овцы, утки, гуси, индюки, огород.

Как соцработник она тесно сотрудничает с начальной школой, привлекая детей к выступлениям на праздниках для обслуживаемых пенсионеров: и пожилым людям радость, и воспитывается уважение к старости. Совсем недавно у Раисы появилась ещё одна приятная обязанность – сопровождать своих подопечных по пятницам в мечеть на молитву и последующее чаепитие. Мечеть в Бобровом Гае открыли в октябре, а строили всем селом. Для Раисы открытие мечети было двойным праздником: возрождением духовности в селе и данью памяти своему предку. Она с радостью гостеприимной хозяйки готовила национальные блюда для многочисленных гостей села вместе с другими соцработниками, накрывала столы, участвовала в праздничном концерте. Она уверена, что с её открытием связаны добрые перемены в жизни села: исчезло повальное пьянство, а с ним хулиганство и дебоши, молодёжь стала ответственной, повысилась рождаемость. Теперь можно быть уверенной за духовное воспитание внуков: в мечети ведутся занятия по основам ислама.

Раиса Яватовна – счастливая бабушка семерых внуков. Дочь Диляра – многодетная мама. У них с мужем Ильгамом пятеро детей, младшему всего полгода, приходится помогать, благо, что живут они не так далеко – в Максютово. Старший внук на год старше тринадцатилетнего сына Даниэля, которого Раиса родила в 44 года, чем немало удивила всех. Но такая уж отчаянная уродилась она – не умеет делать что-то наполовину. Зато когда вся семья собирается за столом (сын Рашид со снохой Гульнарой и двумя детьми живут с ними), Раису охватывает гордость: «Вот моё главное доброе дело!».

Л. Шепелева

Вам на заметку:

Нужна качественная отделка балкона? По указанной ссылке вы можете заказать услуги профессионалов и поставить задачу любой сложности перед ними.