Говорят, что «ГАЗели»  — не совсем удобный общественный транспорт, но другого в Пугачеве нет, если не считать двух автобусов некогда монопольного ПАТП. Так что перемещаться на транспорте средней вместимости нам еще очень долго,  до необозримого будущего.

С момента появления «Газелей» на городских маршрутах стали возникать конфликты между водителями и пассажирами. Они разные. Здесь нарушение правил дорожного движения, превышение скоростного режима, грубость, взаимное неуважение и, конечно, неподобающее отношение к владельцам проездных билетов. Отрицать льготные проезды бессмысленно. В них таится сокровенное желание сделать жизнь людей лучше, пусть не всех, но тех, кто нуждается особо, кто в молодости праведным трудом заслужил себе право при пенсионных летах на чуткое внимание государства. За «льготных пассажиров» владельцам микроавтобусов положена компенсация. Она существует, но, по утверждению перевозчиков, в полной мере не возмещает затраты. Владелица 20 «ГАЗелей» Ю.В. Стариннова говорит, что ее микроавтобусы в день перевозят 60 пассажиров с льготными билетами. Это означает, что в месяц  сумма компенсации должна составить 15 тысяч рублей. Однако на самом деле  ее предприятию поступает шесть тысяч рублей. Дело в том, что сумма компенсации подсчитана с  учетом того времени, когда проезд  стоил  пять рублей. Средства на компенсацию проезда по льготным билетам поступают нерегулярно, с большими перебоями. Начальник муниципального учреждения «Транспортное управление» С.А. Воробьев также считает, что компенсация не покрывает затрат на перевозку пассажиров по льготным билетам. А их в Пугачеве две тысячи человек.

Процесс перевозок, как говорится, не доведен «до ума». Он замыкается на водителе, который недополучает зарплату. Что бы вы ни говорили водителю, его отношение к пассажиру с льготным билетом сформировано и оно не лучезарно.

По Федеральному закону, организация пассажирских перевозок в поселении — прерогатива властей поселения. В Пугачеве – это горсовет и администрация. Таким образом, вопрос для повестки дня давно назрел. Тем не менее наивно полагать, что он может быть решен в рамках города, поскольку процесс начисления и выдачи компенсации связан с областными ведомственными структурами. Но решение горсовета – это начало движения к справедливости, к утверждению пугачевских интересов в Саратове или Москве. А что? При царе отцы города не стеснялись обращаться к имперским министрам.

Попытка как-то нормализовать обстановку с пассажирскими перевозками только своими силами не дала эффекта. Кажется, в 2010 году конфликтные ситуации на транспорте стали предметом обсуждения на заседании при главе района. Пугачевскому транспортному управлению было рекомендовано бороться с проявлениями самоуправства подвластными ему формами. Например, снимать микроавтобусы с маршрута или заменять им выгодные маршруты менее доходными. Один микроавтобус был даже снят с маршрута за отказ владельца перевозить пассажиров по льготным билетам. Только ничего не изменилось.

Решить проблему пассажирских перевозок, наверное, можно только одним способом. Владельцам транспорта нужно в полном объеме и без задержек возмещать их затраты на обслуживание граждан с проездными билетами.

И. Мнекина