В городском парке к пляжному сезону сделали бесплатные лежаки. Каждую неделю два-три из них оказываются сломанными. Разбитые фонари, перевернутые скамейки в скверах, искореженные дорожные знаки – все это мы видим на наших улицах. Понятно, что это дело не взрослых рук. Вандализм – развлечение подростков, которые далеки от трудовой деятельности, для которых разрушить созданное другими людьми легко, потому что сами они ничего не создали, не приложили для этого никаких усилий. А как можно научиться ценить чужой труд, если трудовому воспитанию практически не уделяется внимания. Вот и формируются у наших детей лень, цинизм, неуважение к чужому труду.

Что мы хотим, если статья 50 Закона «Об образовании» гласит: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Это означает, что школа не имеет права приказать ученикам 9-11 классов взять тряпки в руки и отправиться убирать школьные коридоры. Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь своим трудом, но и согласие их родителей.

Нельзя, конечно, все сваливать на школу. Основы характера, нравственные ценности изначально закладываются в семье. Именно в раннем возрасте детям прививаются моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Но большинство родителей отдали детей на воспитание телевизору и интернету. Хотите знать, какие у современной молодежи ценностные ориентиры в жизни? Согласно социологическим опросам, в лидерах предпочитаемых ценностей оказались материально обеспеченная жизнь, престижная работа, здоровье, удачный брак. После распада Советского Союза общество так и не смогло предложить молодому поколению новых ориентиров.
Молодежные организации не сумели ни завоевать широкое признание, ни стать заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании.
Для решения этого вопроса необходим комплексный подход, включающий в себя профилактику и последующую реабилитацию. Общественные объединения могут, например, постараться реализовать проекты и акции социальной направленности с целью привлечь внимание жителей к проблеме подросткового вандализма, изменить сознание молодежи в сторону ответственности и уважения к своему городу, его жителям и истории. В этом могут и должны участвовать пугачевские сайты и средства массовой информации. Дело за малым, кто-то должен организовать эту работу. У нас есть отдел по делам молодежи при районной администрации, отдел образования, замглавы районной администрации по социальным вопросам. Им, как говорится, и карты в руки.

С. Вершинин