Николаевск всегда славился отличной пшеницей. Но доставка хлеба осложнялась отсутствием коммуникаций. Зерно на подводах везли в Балаково. Дальше на баржах пшеницу доставляли до крупных транспортных узлов, а оттуда — на внутренний рынок или за границу.
Земство старалось наладить в уезде транспортное сообщение. На дорогах было 67 гужевых станций, количество лошадей на них колебалось от трех до 14. Самoe большое число — 24 лошади — было на Николаевской станции.
Почтовые тракты тянулись от Николаевска к Балакову, от Каменного Брода — к Николаевску, от Николаевска к Новоузенску. Естественно, на подводах много хлеба не вывезешь. Только в 1896 году железнодорожная линия — узкоколейка соединила Николаевск со станцией Ершово. На ветке было две промежуточные станции: “Рукополь” и “Римско-Корсаковка”.
Станция Рукополь располагалась на землях графини Армфельд. Фамилия графини в русском переводе звучала как Рукополье. Отсюда возникло и название станции.
Помимо земель графини Армфельд, вокруг железной дороги были расположены пашни графини Граббе, купца А. И. Мальцева, дворян С. В. Шумкова, А. А. Ухина. Самостоятельное хозяйство вел только А.И. Мальцев. Остальные землевладельцы сдавали угодья в аренду крестьянам.
Прежде хлеб из этого района вывозили на подводах в Николаевск и Балаково. Возвращались не порожняком, а с товаром. Доставляли лес, капусту, деготь, стекло и т.д. Железная дорога облегчила перевозку грузов.
Свое название станция Римско-Корсаковка получила по фамилии местного землевладельца.
Недалеко от станции размещалась деревенька Подшибаловка, состоящая из 50 дворов. Население было смешанным: немцы и русские. В центре деревни обществом Рязанско-Уральской дороги был сооружен пруд с водокачкой для паровозов.
Окрестности станции с каждым годом становились многолюднее. В 1911 году переселенцы братья Роменские построили мельницу. Часть продукции они вывозили по железной дороге. Возле станции образовалась немецкая колония, а также поселки, населенные русскими и украинцами.
Не только хлеб вывозили из Заволжья. В имении А.Г. Мельникова, на границе Николаевского и Новоузенского уездов, в мае 1906 года был обнаружен горючий газ — метан. Мельников оказался предприимчивым человеком. Он построил стекольный завод и мельницу, продукцию отправлял по железной дороге.
После прокладки железнодорожной ветки Николаевск стал крупной станцией. Здесь было 26 частных амбаров общей емкостью до 3200 тонн, железнодорожное хранилище на 864 тонны, элеватор на 240 тонн. Отсюда в год отправлялось более 15 тысяч пассажиров, а грузооборот в урожайные годы достигал 90 тысяч тонн.
С пуском железной дороги стал заметен подъем экономики. Возросли податные сборы, оживилась торговля. Увеличился спрос населения на продукцию обрабатывающей промышленности. В Николаевск с каждым годом все больше и больше поступало мануфактуры, предметов домашнего обихода, а также сельскохозяйственных машин и орудий. Образовывались новые поселения. Многие из них стали крупными центрами торговли и промышленности.
В последующие годы произошли большие изменения в развитии транспорта. В 1957 году была открыта ветка Пугачевск-Балаково, в 1970 году – Пугачевск — Звезда, в 1981 году — Пугачевск — Погромное. Пугачев сообщен с другими регионами автодорогами.

Н. Сулейманова, директор Пугачевского краеведческого музея