Сейчас в Москве на ВДНХ открылась фотовыставка саратовского мастера Виталия Александровича Кошкина «В краю меловых гор и тюльпанных степей». Месяцем раньше экспозиция была представлена в дарвиновском столичном музее. Виталий Александрович – известный в области и за ее пределами фотограф – анималист. Его работы открывают красоту родного края, насыщенный животный и растительный мир, привлекают внимание зрителей к месту их обитания, заставляют увидеть неповторимость и красоту природы.
В.А. Кошкин родился в Пугачеве, в семье военнослужащего. До пятого класса учился во второй средней школе. Увлекся фотографией, которая стала делом его жизни. Виталий Александрович – автор многих персональных выставок, живет в Энгельсе. Сегодня он отвечает на вопросы «Пугачевского времени».

koshkin

– Виталий Александрович, Вы занимаетесь редким ремеслом. Вы – фотохудожник – анималист. Фотообъектив нацелен на животных, птиц, микромир, мир водных глубин, жизнь в движении. Откуда взялась эта страсть к дикой природе, почему она держится в Вас?
– Я родился в Пугачёве. Только побывав во многих других местах, я понял, какая природная красота окружает город. Я с детства полюбил степь, особенно весеннюю, когда она оживает и цветет. С друзьями я часто уходил за город послушать жаворонков. А какие прекрасные пойменные леса! Пацанами мы бегали туда за цветами и ягодами. Потом родители уехали из Пугачёва в Энгельс. Но ощущение гармонии мира осталось. В последнее время я стал обращать внимание на то, что видовое разнообразие окружающей нас природы стремительно сокращается. У меня растут двое внуков. Мне захотелось хотя бы на фотографиях сохранить для них то, что смог увидеть сам и что, возможно, не увидят они.
– Более 40 лет вы делаете снимки природы родного края. Фотографии знакомят с удивительными обитателями национального парка и заказника, раскрывают красоту полевых и лесных цветов. Но в последнее время мы все чаще видим ваши работы с изображением ландшафтов, пейзажей, хвалынских красот. По всему, появились новые приоритеты. Чем это вызвано?
– В разговорах со школьниками, с молодежью я обратил внимание на то, что они не знают исторических названий ландшафтов, известных красотой мест, они не знакомы с прошлым. Тогда появилась идея через красоту прививать юному поколению знания, воспитывать любовь к родному краю, формировать историческую память. В экологическом клубе «Хвалынские холмы» я с коллегами занимаюсь такой работой четыре года.
– Ваша первая фотография? Вообще, как все началось?
– Фотографией я стал заниматься с 12 лет, когда на день рождения получил в подарок фотоаппарат «Смена-6» . Я снимал одноклассников. Учителя быстро привыкли к моему увлечению и не возражали, когда я фотографировал во время уроков. Поступив в Саратовский политехнический институт, стал сотрудничать с институтской газетой, делал факультетскую стенгазету, иногда печатался в саратовской газете «Заря молодёжи». Было такое издание для юного поколения. В институте имелся факультет общественных профессий, на котором был курс фотожурналистики. Впоследствии наш преподаватель переехал в Москву, но страсть к фоторепортажу он успел пробудить.
– Вы давно не живете в Пугачеве. Нет родных, нет друзей. Тем не менее вы достаточно часто посещаете город детства. Вас зовет работа или знакомые улицы, дома, Иргиз?
– Город детства тянет, зовет, и я приезжаю. Хотелось бы чаще, но у жизни свои законы. В Пугачеве, как правило, бываю проездом, знаете, как на экскурсии. На Уфимской улице, теперь это улица носит другое название, щемит сердце. Я там рос, и все помню в деталях. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Конечно, провожу время на Иргизе. Красота неописуемая.
Три года назад в краеведческом музее состоялась выставка моих работ. Она была тепло встречена земляками.
– Бродячие собаки, бездомные псы, часть брошенного людьми животного мира. В своем творчестве Вы обращались к этой горькой теме?
– Это тонкая проблема и требует отдельного разговора. Есть разные аспекты и разные взгляды. Одичавшие псы, например, наносят большой вред природе. Около населённых пунктов главными врагами у сурков (занесённых в Красную книгу Саратовской области), являются бродячие собаки. За один сезон они уничтожают целые колонии сурков. Сент- Экзюпери сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы приручили собак, а потом бросили их. Нужно держать ответ. Нравственный, административный. Какой хотите.
– Любая, даже самая маленькая выставка это всегда экзамен. Какое впечатление производят Ваши работы на посетителей?
– Отзывы хорошие. Я делаю выставки с основной целью: обратить внимание общества на то, как прекрасна природа, которая нас окружает, и на то, как она ранима. Выставки проходят в Саратове, Энгельсе, других местах. Часто приглашают культурные центры Москвы.
– Чтобы застрелить волка, один охотник из Перелюба просидел в засаде несколько дней. Волки очень осторожны и коварны. Вы фотографировали крупных хищников. Если да, то каковы ощущения?
– Фотографировать любого представителя дикой природы всегда трудно. Мой знакомый специалист по хищным птицам в среднем на одну хорошую фотографию тратит целый сезон, это 4-6 месяцев. Что касается ощущений при съёмке крупных животных, то они разные. Фотографировал кабанов и чуть не стал жертвой их нападения. Чтобы фотографировать волков, договаривался с охотниками. Фотографировать волков — рисковое дело, целая технология, потому что приходится быть в секторе обстрела. При этом лучше иметь каску и бронежилет.
– Фотодело является для Вас профессией или увлечением? Несколько слов о себе, о планах на будущее.
– Это тот случай, когда профессия является увлечением. Для фотографов типичный случай.
В настоящее время я, помимо фотографии, занимаюсь ещё и издательским делом. Кстати, это мне тоже нравится. Издательство наше выпускает полиграфическую продукцию: календари, открытки, буклеты, фотоальбомы на темы природы, истории, экологии и краеведения Саратовской области.

Вопросы задавал Н. Петров