С середины девятнадцатого века в Николаевском уезде стремительно развивались полеводство и перерабатывающая промышленность. В этой связи возникла необходимость в элеваторе — емкости для хранения и подработки зерна.

В 1894 году в городе завершили строительство объекта. Это производственная единица деревянной конструкции емкостью 15 тысяч тонн.

Организационные неурядицы были всегда. Век назад, построив элеватор, земская управа не обеспечила его специалистами и не успела завершить прокладку подъездного железнодорожного пути. Поэтому элеватор после всех пуско-наладочных работ бездействовал без малого два года. Только в 1896 году он стал отгружать зерно отдельным купцам.

Для приема пшеницы были построены амбары и навесы. Зерно взвешивали на коромысловых весах. Механизм выглядел просто. На одном конце — кадушка с зерном, на другом – гири. Затем зерно перегружали в вагоны с узкой колеей, в Ершове колесные пары переоснащали на широкую колею и доставляли в другие места России и за границу. Поскольку за границей железнодорожная сеть имела узкую колею, то у вагонов с николаевской пшеницей снова происходила смена осей. Трудоемко, но что делать?

Элеватор до 1917 года никогда не работал на полную мощность. Связано это было не столько с площадью пашни и урожайностью, сколько с самостоятельностью хлебопромышленников, имеющих собственные зернохранилища. В 1913 году на хлебные рынки Николаевского уезда они вывезли, например, сразу свыше десяти миллионов пудов зерна.

В годы Советской власти деревянный элеватор загрузили, как говорится, под завязку. Его мощности не хватало. В 1962 году в Пугачеве был построен новый элеватор. Но старый, деревянный, служит до сих пор.

Н. СУЛЕЙМАНОВА, директор краеведческого музея им. К.И. Журавлева