В 1789 году Екатерина II прислала в подарок Средне — Никольскому (сейчас Свято-Никольский) монастырю ризу. Это был знак примирения власти с носителями старой веры после кровопролитной, жестокой крестьянской войны.
Риза была расшита золотыми нитями и серебром, представляла собой не просто культовое убранство, а произведение искусства. Впрочем, в иргизских монастырях делали росписи не хуже, да и окрестные, слободские мастера могли сотворить полотна, хоть и не шитые золотом, но художественно богатые и очень колоритные. Каждая невеста, например, вышивала себе приданое: полотенца, скатерти и другие предметы обихода. По свидетельству современников, это были красивые наряды, радовали глаз, повышали настроение. Две мастерские находились в Средне — Никольском и Спасо-Преображенском монастырях. Здесь занимались шитьем по холсту. У иргизских мастериц был свой особый стиль вышивки, неподражаемый и оттого высоко ценимый. Самобытная коллекция художественных тканей хранится в краеведческом музее. Основная часть коллекции была сформирована в 1919 году благодаря стараниям первых сотрудников только что открытого музея в Пугачеве. Они сумели до поры безвременья собрать в монастырях для потомков изумительные экспонаты, спасти росписи от разграбления и уничтожения. Шелковые ткани до XVIII века были очень дорогим привозным товаром. Их использовали богатые люди как в одежде, так и в оформлении интерьера.

В ризницах иргизских монастырей хранились богатые церковные одежды. Ткани церковного обихода были доступны для глаз людей, приходивших в храм. Они поражали своим богатством и разнообразием, оставались в памяти, и тем самым мотивы иноземных тканей вошли в русский орнамент. Наиболее ценной считалась парчовая ткань. В женских монастырях существовали мастерские, где выполнялось шитье по заказу. В орнаментальном шитье мастерицы использовали различные материалы, прекрасно дополнявшие друг друга, шелковые золотые нити, жемчуг и драгоценные камни. Одним из самых красивых украшений на Руси был жемчуг. Особого великолепия достигало жемчужное шитье на облачениях духовенства и иконах. Примером может служить оклад к иконе Казанской Божьей Матери, хранящийся в фондах музея. Шитье жемчугом было очень трудоемким и длительным процессом. Сначала художник — знаменщик наносил контуры узора на ткань, затем мастерицы делали по узору настил из льняных или бумажных нитей. Жемчуг предварительно разбирали по величине и форме, просверливали, а затем нанизывали на нить, волос или тонкую проволоку. Жемчужную нить накладывали на настил и закрепляли стежками после каждой жемчужины. Есть в нашем музее воздуха (шитье по ткани) из красного бархата, крест, копие и трость, шитые золотом. Историческую ценность представляют и другие воздуха. Красиво изготовлены две палицы (четырехугольные платки в виде ромба) из белой парчи, вышитые серебряной нитью. Описанная коллекция является произведением искусства, показывает безупречный вкус иргизских мастериц. Их имена до нас, к сожалению, не дошли.
Старые коллекции требуют не только бережного и внимательного отношения, но и умения определить стиль вещей, время их изготовления, выяснить особенности технических приемов.

Н. СУЛЕЙМАНОВА, директор краеведческого музея