Ежегодно к Вавилову Долу у Ивантеевки организуется крестный ход. Это место считается у верующих святым.

 Рассказывают, овраг с целебным источником был назван в честь лихого атамана разбойничьей шайки Вавилы. Он поселился здесь ещё во времена Петра Великого после того, как его поймали и ослепили. Ослепнув, говорит предание, Вавила «прозрел духовно». Бывший разбойник решил посвятить себя Богу, выкопал пещеру и стал усиленно молиться. Вскоре рядом с каявшимся, также в подземных пещерах, поселилось ещё несколько человек. А позже под землёй якобы был вырыт ещё и храм. Рассказывают, что живущим в нескольких километрах от села пещерным монахам в течение почти двухсот лет удавалось каким-то образом скрывать свою «богоугодную» деятельность. Согласно официальной истории, о «святости» «Вавилкина оврага» (так тогда называли Вавилов Дол) вспомнили только в 1905 году. Якобы именно тогда игумен Анфим с монахами основал здесь новый скит. Была построена часовня, и сюда стало приходить много богомольцев, которые верили в исцеляющие свойства местного источника. Ночью некоторые якобы видели «божественный свет» и слышали звон колоколов невидимой церкви.

При Советской власти монахов разогнали, источник засыпали, людей заставили забыть о «божественной силе» Дола. Очередное возрождение началось в конце 80-х гг. XX в. Сначала о бывшей «святыне» вспомнили обычные люди-подвижники. Они установили перед оврагом деревянный крест, затем очистили «святой» источник и поставили над ним деревянный колодец. Затем сюда потянулись священники и даже представители власти. При прежнем губернаторе Саратовской области Аяцкове из Вавилова Дола сделали некую туристическую Мекку: при входе поставили ворота; одели в камень и источник, и землю вокруг; возвели часовенку. А теперь сюда устраивают и крестные ходы. Причём некоторые до сих пор верят в таинственный колокольный звон из-под земли, который якобы могут слышать только «благочестивые паломники». Правда, они не знают, что часть «чудес» была развенчана ещё при глубоко религиозном монархе Николае II, в 1913 г., и тогда же был отправлен на каторгу тот самый Анфим. Об этом писал «Саратовский листок» (/№ 197, 10 сентября 1913 г./)

Мы публикуем заметку из этой газеты не сенсации ради, а «токмо» просвещения для, сохранив все стилистические и грамматико-орфографические особенности того времени: Поджог дома богомольцев (от нашего николаевского корреспондента). 5 сентября в Николаевске в выездной сессии самарского окружного суда с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению крестьянина Андрея Макарова в поджоге дома для богомольцев. «Отец Андрей», как называют Макарова крестьяне, весьма популярен в уезде и имеет много поклонников и особенно поклонниц. Зал уездного съезда, где слушалось дело, был переполнен публикой. Много крестьян и крестьянок, приехавших издалека послушать дело об «отце Андрее», собралось около здания съезда. Сам обвиняемый приведён был в суд под стражей из тюрьмы, где он находился с апреля прошлого года. Свидетелей явилось 21, среди них три священника – с. Суховки о. Нектарий, с. Старой Порубежки о. Болотов и член Государственной Думы о. Крылов. По обвинительному акту дело это рисуется так: «В Николаевском уезде, в десяти верстах от с. Ивановки и в шести верстах от с. Ивантеевки в местности под названием «Вавилкин овраг» много лет существует часовня, чтимая населением не только ближайших, но и отдалённых сёл уезда. В виду частого посещения часовни богомольцами там построен был для них дом, в котором жили постоянно сторожа Епутатов, Рыбин и Дорофеев. Вечером 29 марта 1912 года, в четверг пасхальной недели, около 10 часов сторож Епутатов, ложась спать, увидел яркий свет. Выйдя и убедившись, что дом их горит, он разбудил двух других сторожей и все они едва успели спастись. Дом сгорел до основания с находившимися в нём 47 иконами, колоколами и другим церковным имуществом, а также имуществом сторожей. Сторожа, выбежав из дома, обнаружили умышленный поджог, так как дом загорелся одновременно с двух концов, около него найдены были две пустые жестяные банки, издававшие запах керосина. В то время, по случаю распутицы, никого из богомольцев в Вавилкином овраге не было, между тем сторожами обнаружены были два человеческих следа, подходивших к самому дому; один след – взрослого, другой – подростка.

 Юрий Каргин

 На снимке: Вавилов Дол, середина 90-х годов

Продолжение в следующем номере