19 января Православная церковь отмечает праздник крещения Господнего. По традиции в этот день верующие России принимают ледяную купель, в память о давнем событии на реке Иордан. А на Иордане произошло вот что. Евангелие рассказывает об Иоанне, великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем. Иоанн стал знаменит своей удивительной проповедью, в которой призывал род израильский к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы услышать этот призыв праведника. Те, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение. Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало обретение чистоты, освобождение от греха после раскаяния. Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана, и Иоанн понял, что перед ним необычный человек. Он сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» И услышал в ответ: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».
Безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды Иордана. В тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Христа.

Есть у этого события и еще одно важное прочтение: Господь Иисус Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей как один из многих и принимает крещение. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес, не как всевластный земной владыка, а как Сын Человеческий. Только в этот момент дается Откровение о том, что Иисус есть возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение. Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он — человек. И, наконец, еще одно весьма важное измерение события крещения. Господь принимает очищение, в котором Он не нуждается. Это представляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир: взять на Себя грехи людские и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти род человеческий. Грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление — это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается преграда, разделяющая Бога и человека.
В Пугачеве Крещение празднуют широко. Идут службы в Воскресенском соборе и в храме Свято-Никольского женского монастыря. После службы в церкви монастыря совершается Крестный ход к реке, где накануне сделана прорубь-иордань. Это особая прорубь. Она освящается по всем правилам и канонам церкви. Желающих искупаться в Крещение с каждым годом все больше. Поэтому в Крещенские дни на Иргизе можно увидеть множество прорубей. Объявление в Воскресенском храме укажет места купания. В старом Николаевске и в Пугачеве до 30-х годов прошлого века крещенские купания проходили организованно с мерами предосторожности. Остерегались, что от разницы температур может перехватить дыхание или случится другое непредвиденное, что может омрачить праздник.
Крещенская святая вода хранится годами, десятилетиями. Ежегодно в Воскресенском соборе прихожане разбирают, например, около восьми кубометров крещенской святой воды.
— Мы должны помнить, что святая вода — это великая святыня, которая дается нам в ответ на нашу веру, поэтому почерпать святую воду нужно с молитвой и благоговением, — говорит Патриарх Кирилл. — Никогда не нужно отталкивать других и стремиться получить святую воду первым.
— Следует с радостью стоять у этой великой святыни и со смирением ожидать своей очереди, — напомнил Святейший Патриарх. — А если какой-то человек почерпает воду с недоброжелательным чувством в сердце, со злобой, то святая вода становится для него не во спасение, не в исцеление, а в осуждение от Бога. По народному поверью, в Богоявленскую ночь перед утренней зарей небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то и сбудется. Но сбываются только чистые просьбы о любви, здоровье, доброте…

А. Капцов, протоиерей
На фото: освящение купели