Об этом священнике рассказ составлен, в основном, из агентурных данных. Велика сила, с которой человек отстаивает свои убеждения. Велика его горечь, когда он видит несправедливость и равнодушие.

Агентурное сообщение. «Москвин», 9 июля 1936 г.:

Бывший священник Алексей Александрович Жмакин,1868 года рождения, уроженец с. Милорадовка Саратовской области, с 1897 по 1929 год безвыездно жил в с. Перелюб. Не уходил и во время гражданской войны, когда Перелюб переходил из рук в руки. Жил он спокойно до 1929 года, когда был арестован и отправлен в Усть-Цильму на три года. Причиной его ссылки послужило, по его словам, следующее: у него была дочь Мария, отличавшаяся особой религиозностью. Она была уволена с должности учителя за религиозную пропаганду в школе, после чего ездила по монастырям. В Перелюбе Мария Жмакина вместе со своим отцом-священником организовала особый кружок из молодежи, который получил название «17-я партия» (название дали представители гражданской власти). Задачи этого кружка были разнообразны. Члены его наблюдали за чистотой и порядком в храме, распространяли христианское учение среди деревенской молодежи, обращали в веру неверующих и т. д. Самой Марии удалось обратить в веру нескольких самых закоренелых безбожников. Жмакин только радовался такому успеху своей дочери и ее поощрял. Однажды, когда она ехала на пароходе, то собрала вокруг себя толпу и проповедовала Евангелие. Тут она была арестована, а в ссылке умерла. Вскоре был арестован и сам Жмакин. Когда его взяли, то в Перелюбе собралась тысячная толпа, грозившая устроить бунт, протестующая против ареста Жмакина. Он был вынужден сам успокаивать народ.

В ссылке он пробыл пять лет, два года — добровольно, т.е. ему нравились условия жизни, после чего приехал в Куйбышев. Вскоре получил приглашение в Пугачев, где и устроился при храме. Настоятелем там тогда был Александр Трапицын. Но служить Жмакину долго не пришлось. Как-то узнали о нем в Перелюбе, и началось к нему паломничество. Жмакину предложили в 5-дневный срок оставить Пугачев. Он прибыл в Куйбышев в 1935 году. В Куйбышеве у него было много знакомых, главным образом из его прежних прихожан, покинувших Перелюб и переселившихся в Куйбышев. Они помогали Жмакину. По его отзыву, кулаки — лучшие передовые люди в селе. Никто так хорошо не умел работать, почему и жили зажиточно, но они и теперь не пропадают, т. к. умеют делать все. И вот такие «достойные» люди подверглись репрессиям, а лентяи, самые последние люди, теперь стали у власти. Затем он говорил, что из Перелюба ему до сих пор присылают деньги, так как его до сих пор любят. Если к этому добавить его занятие переплетным мастерством, то ему жить и совсем хорошо. Помогают ему и дети. Он живет со своей женой, которой 67 лет, а ему 68 лет.

25 мая Жмакин рассказывал, что в Перелюбе все стало разрушаться. За неимением топлива разбирают дома на дрова. Рушится сельское хозяйство. В колхозах и совхозах нет понимающих, хороших хозяев, в руки взяли управление люди неопытные. Трактора не работают — нет горючего, многие испорчены. Лошадей нет — безотрадная картина.

Жмакин настроен определенно враждебно против Советской власти. Характерно, что вопросы строительства и разные достижения Советской власти его не интересуют совершенно. Он интересуется только деревней, мужиками и все оценивает с точки зрения Перелюба, до всего остального ему дела нет. Жмакин — человек определившийся, и его не исправишь и не переубедишь. В Куйбышеве его находят в церкви, когда приезжают из Перелюба.

Агентурное донесение. «Москвин»:

Алексей Александрович Жмакин заявляет о признании Советской власти, но, тем не менее, резко критикует все ее начинания. Жмакин ни о чем так не любит говорить, как на эту тему. Говорит всегда с удовольствием, видно, что переживает все сам. На вид он скромен, но внутри у него — злоба и вражда против всего нового и советского.

Протокол допроса А.А Жмакина

В: — Вам предъявлено обвинение по ст. 58-10, что Вы в г. Куйбышеве среди верующих вели антисоветскую агитацию, распространяли разного рода контрреволюционные слухи. Дайте показания по существу предъявленного обвинения.

О: — В предъявленном обвинении виновным себя не признаю.

В: — Расскажите, за что Вы были сами судимы в 1929 году?

О: — Судим я был за агитацию против Советской власти, но я и сейчас заявляю, что в этом я и в то время был невиновен, т. к. агитацией против Советской власти я не занимался.

В: — С кем Вы в г. Куйбышеве поддерживали связь и имели общение?

О: — Проживая в г. Куйбышеве, я общения ни с кем не имел, и связей у меня ни с кем не было.

В: — Следствием установлено, что в 1936-1937 годах Вы неоднократно среди верующих высказывали свою ненависть к Советской власти. Дайте показания по существу вопроса.

О: — Еще раз заявляю, что агитацией против Советской власти не занимался. И в этом виновным себя не считаю.

На допросах А.А. Жмакин никого не оговорил, ни на кого не показал. К сожалению, духовно близкие ему люди на допросах указывали на священника как на врага Советской власти и защитника кулачества. Сейчас невозможно установить, делали они это добровольно или под давлением следователей.

Все лица, проходившие по делу (более 50 человек), были сосланы или расстреляны. Принял смерть и А.А. Жмакин.

Его жена, Анна Васильевна, пережила Великую Отечественную войну, умерла в июне 1945 года. Остались в живых старшая дочь и сын Жмакиных. Род не исчез, он продолжается.

Из книги «Новые мученики и исповедники Самарского края», 1996 г.

На снимке: А.А. Жмакин, 1931 год