Железные дороги были и остаются главной транспортной артерией страны. Отрасль настолько значима, что отмечена профессиональным праздником, который, пожалуй, превратился во всенародный. Каждый житель обязательно был пассажиром в поездах ближнего и дальнего следования, пользовался услугами железной дороги и просто не мыслит жизнь без стальных магистралей, по которым любого и каждого доставят до места, указанного в билете.
Праздник старинный. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I. Это при нем в Российской империи началось строительство железных дорог. При царе в День железнодорожника весь обслуживающий персонал отдыхал, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала устраивался торжественный прием с концертом.
После октября 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР в 1936 году. Праздник был восстановлен по личному распоряжению Сталина. Что касается Пугачева, то события здесь развивались таким образом.
В 1897 году было образовано железнодорожное сообщество. А на следующий год введена в действие узкоколейная дорога на Ершов. Впоследствии узкая колея была заменена на широкую. До 1957 года станция Пугачевск являлась тупиковой. Строительство Балаковской ГЭС потребовало широкого коммуникационного сообщения. Вскоре железная дорога протяженностью 78 километров соединила Пугачев и Балаково. В 1969 году состоялся ввод в строй магистрали Пугачев – Звезда. Этот участок сокращал путь из Заволжья в Самару более чем на 500 километров. В 80-ых годах прошлого века в строй действующих была введена линия Пугачев – Погромное. Планировалось, что Пугачев станет крупным железнодорожным узлом. Построили железнодорожное депо «Пугачевск – 2», где функционировали приемные парки на 10 путей, сортировочный пункт на 20 путей, отправочный на 10 путей. Далее начиналась станция «Пугачевск -1» на 12 путей. Распад страны внес коррективы. Многое из того, что было построено в Пугачеве, впоследствии было демонтировано или заброшено.
Тем не менее железнодорожная база в Пугачеве существует. Она обеспечивает движение поездов. Почти полвека на станции действует подменный пункт, который входит в состав локомотивного депо Ершова. От станции отходят четыре ветки до Ершова, Балакова, Кинели, Оренбурга. Подменный пункт Пугачева является одним из пилотных проектов железнодорожного ведомства. Несколько лет назад в эксплуатацию здесь были введены усовершенствованные тепловозы с бортовыми компьютерами 2 ТЭ 116, которые выпускаются на Луганском заводе. Сегодня более усовершенствованные модели подобного уровня производят и в России. Например, тепловозы 2ТЭ 25КМ. Они созданы на Брянском машиностроительном заводе. На 50-ти таких тепловозах работают машинисты подменного пункта станции Пугачевск. Новые локомотивы обеспечивают увеличение массы перевозимых грузов и снижение эксплуатационных расходов.

1 стр

Успехи в работе невозможны без дружного слаженного коллектива. В рейсы сегодня выходят 54 машиниста и 42 помощника. Эти профессии являются перспективными и по местным меркам высокооплачиваемыми. Сюда стремится молодежь. В настоящее время двое молодых специалистов проходят обучение на машинистов в Саратове, пятеро обучаются на помощников машинистов. Если сдача квалификационных экзаменов будет успешной, они приступят к работе в родном городе. За полвека в подменном пункте появились свои трудовые династии. Представители одной из них — семья Дергилевых. Прадед, дед и отец машиниста Василия Сергеевича Дергилева водили поезда.
День железнодорожника для Дергилевых семейный праздник. Все собираются за большим столом, радуются успехам нынешнего поколения, вспоминают прошлое.

И. Мнекина
На снимке на первой странице: В. Дергилев