Протяженность Б. Иргиза по Пугачевскому району составляет 223 километра. Ширина реки достаточно постоянна и колеблется от 70 до 80 метров. Средняя глубина 5-7 метров. В границах района река судоходна в течение всего лета. Но на Иргизе встречаются перекаты. Это места, где на поверхность выходят монолиты известняка. Теплоход «Столяров», приведенный в Пугачев в 1936 году, простоял на причале всю навигацию. Он имел низкую осадку в 140 сантиметров и не мог преодолеть отмели. Его возвратили на Волгу. Регулярное судоходство по Б. Иргизу берет свое начало с 20-х годов прошлого века. Товаро-пассажирские перевозки, в основном, осуществлялись на верхнем бьефе от Пугачева до Клевенки. Речное сообщение на нижнем бьефе от Пугачева до Березово не получило развития и было вскоре прекращено. Вообще, судоходству на Б. Иргизе всегда мешали два обстоятельства. Это частые перекаты и крайняя извилистость реки. От Пугачева до Балаково по суше 75 километров, а по Иргизу — 124 километра. Сравнение не в пользу водного транспорта. Тем не менее, он оставался долгое время если не единственным, то, во всяком случае, очень важным средством сообщения. Например, в 1939 г. — почти сорок тысяч человек. Последняя цифра практически не менялась до устройства в районе широкой системы автодорог и организации автобусного сообщения.
Наряду с пассажирскими существовали грузовые перевозки. Они составляли за навигацию примерно 28 тысяч тонн.
Постепенно интерес к водному транспорту стал пропадать. Сначала отпала нужда в грузовых перевозках. Но теплоход продолжал возить пассажиров. Капитаном «речного трамвая» был Ф.И. Мешков, участник Сталинградской битвы, человек, влюбленный в свое ремесло. О пугачевском речном капитане был снят документальный фильм. С экрана впервые прозвучала идея о том, что теплоход целесообразно использовать для прогулок и отдыха граждан. К сожалению, ничего этого не состоялось.
Из архивов Г.Н. Аристова