В 1775 году слобода Мечетная состояла из одной улицы. Малочисленное население подвергалось нападениям кочевников. Местные жители выработали своеобразную систему защиты. Во время ожидаемой опасности караульные из крестьян наблюдали за степью с маяков, т. е. возвышенных мест. Увидев приближение всадников, они зажигали костры, дававшие много дыма.
Мужчины собирались в отряды самообороны. Женщины и дети прятались в укромных местах. Гуртоправы спешно перегоняли скот в лес или овраги.
Возвышающийся над долиной Большого Иргиза близ г. Пугачева каменный холм до настоящего времени сохранил название «Маяк». Иргизские мужские монастыри отражали нападение кочевников стрельбой из пушек. В одном из местных монастырей еще в 1809 году стояли четыре пушки с лафетами, готовые для защиты от кочевников.
Жители Слободы Мечетной являлись удельными крестьянами, то есть крепостными царской фамилии. Как и над казенными крестьянами (крепостными государства), над ними не было гнета помещиков, но зато ими распоряжались чиновники. Вместо помещичьего оброка и барщины, жители слободы платили подати и несли разные повинности. Их тяжесть крестьяне переносили по -разному. Деление на бедных и богатых уже коснулось местной общины.
Крестьяне Мечетной слободы занимались рыболовством, охотой, но важнейшим занятием было сельское хозяйство с преобладанием скотоводства. Для его развития имелись благоприятные условия: обширные пастбища и богатые сенокосные угодья. Старожилы, освоившиеся с местными условиями и имевшие необходимые средства производства, оказались в более выгодном экономическом положении, чем новоселы. Наиболее крепкие хозяева эксплуатировали труд маломощных, особенно пришлых крестьян и переселенцев из дальних губерний.
Некоторые богатые крестьяне занялись торговым промыслом. Из Мечетной Слободы они гнали гурты скота в центральные районы страны и везли хлеб на Волгу и Урал. Обратными маршрутами доставляли изделия крестьянской промышленности и мануфактур. Уже в начале XIX века началось использование водного пути по Большому Иргизу. В половодье в слободу шел плотами строевой лес. Его требовалось все больше в связи с интенсивным заселением Заволжья.
Прасолы, коробейники из центральных губерний все чаще стали появляться на Иргизе. В последние годы слободы Мечетной среди них, например, выделился оборотистый рыльский торговец Мальцев. Он торговал стальными косами и закупал гурты скота, отправляя их гоном в Москву.
Купцы – староверы из поволжских городов, покровители иргизских скитов и монастырей завели здесь свои дела. Например, саратовский купец, один из виднейших староверов Саратова, Мартын Ситников в 1808 году приобрел участок земли напротив слободы Мечетной. У переката Большого Иргиза соорудил водяную мельницу. Она потом перешла к нижегородскому купцу, переселившемуся в Вольск, Луке Волковойнову. Тогда же вольский купец Курсаков поставил водяную мельницу у села Березова, перешедшую потом по наследству его родственнику -местному купцу Башарину.
Иные купцы, посещая Иргиз по делам или религиозным убеждениям, заводили здесь свою коммерцию. Именно в угоду купцам в Мечетной слободе были заведены ежегодные ярмарки. Летняя ярмарка была переведена в Мечетную слободу саратовским губернатором по ходатайству купчихи Злобиной (урожденной Волковойновой), которую, как старообрядку, упросил об этом настоятель Верхне – Преображенского монастыря.

По архивам А.К. ЖУРАВЛЕВА