Откуда у Валентины Михайловны Катанаенко влечение к сцене, она не знает, в роду работников культуры не было. Мать была неграмотной крестьянкой из Красной речки, у отца полтора класса церковно-приходской школы. Отец – человек был строгий, вольностей не терпел. Да и время непростое — коллективизация, война.

В 1931 году отец вступил в партию и был послан на укрепление колхозов в соседние сёла. Семье пришлось часто переезжать. В 1939 году из Новомарьевки его перевели в Старую Порубёжку. К тому времени в семье росло четверо детей, Валентина – старшая.

Началась война. Ей 16 лет, вдвоём с сестрой они на каникулах в гостях у тётки в пос. Горном, там, на площади, и услышала она стальной голос Левитана. Последние два года пришлось доучиваться в военных условиях – в неотапливаемой школе, дыханием отогревая чернила в непроливайках, делая записи на старых газетах. После учёбы ездили работать на плантации в махорсовхоз: махорки на фронт требовалось много. Отца на фронт не взяли, так как к этому времени он уже приобрёл туберкулёз – следствие переохлаждения, недоеданий, недосыпаний, нервных перегрузок. В 10-ом классе Валентину приняли в агитбригаду, начались выступления художественной самодеятельности, вокальные данные девочки заметили, говорили, что ей надо учиться. Появилась мечта о большой сцене, но отец сказал своё твёрдое «нет». Когда в Пугачёве открылись 7-месячные учительские курсы, устроил её туда. Семья в это время тоже жила в Пугачёве. По окончании год работала в первой средней школе учителем начальных классов, а там добрый гений Б.А.Душков направил в учительский институт в Саратов.

В 1947 году окончила факультет русского языка и литературы и полтора года работала в Преображенке. Там сразу увидели её организаторские способности и молодой задор, рекомендовали в райком комсомола. Ездила в сёла на гужевом транспорте: связывалась с заезжим двором и находила попутку. В одной из таких поездок сильно простудилась – хронический бронхит напоминает об этом все годы. В 1953 году познакомилась с Алексеем Катанаенко — статным красавцем, только демобилизованным из Армии. Через месяц они поженились. Родившиеся сыновья и ухудшившееся здоровье не позволили вернуться на работу в райком.

В 1961 году ей предложили место директора краеведческого музея – она согласилась с радостью. Неуёмная энергия била через край, а музей как будто её и ждал. Директора там стали меняться часто, видимо, потому что зарплата небольшая, средств на музей не давали, нужно было всего добиваться с боем. Знаний не хватало, она обращалась за помощью к старым работникам, к Аркадию Журавлёву, который в это время работал в редакции «Нового Заволжья». Здание было в плачевном состоянии, помещения едва отапливались тремя голландками. Начала с хозяйственных работ: нужно было привести в порядок помещения и имеющиеся экспонаты, а потом думать об их пополнении. Через 5 лет в музее было электрическое отопление, чистота и уют, три направления работы: природа, история родного края, современность. Богатство экспозиций по природе и истории родного края обусловлено работой неутомимых тружеников К. И. Журавлёва и Н.П. Любомирова в 20-30-е годы, а вот современность нуждалась в новых экспонатах. Продолжая традиции Журавлёва, Валентина Михайловна обращалась за помощью к местным жителям, они несли в дар музею личные вещи, документы фронтовиков. Оформлялись новые экспозиции, появилась новая форма работы – университет исторических и военно-патриотических знаний для молодёжи. Был собран огромный материал об участии пугачёвцев в гражданской и Великой Отечественной войнах, о трудовых достижениях земляков, о Героях Труда, о дружбе со словацким городом Сеница. Её интересовала живая современность: когда-то она тоже станет историей, мы должны оставить потомкам память о себе. И память воплощается в строки воспоминаний фронтовиков, знатных людей земли Пугачёвской, статистические данные и экспонаты, рассказывающие о развитии сельского хозяйства, промышленности, культуры и науки города и района. Работники музея стали частыми гостями в школах города и района, во многих производственных коллективах. Велась большая культурно-просветительная работа – тематические вечера, встречи с интересными людьми, устные журналы в театре, выступления по радио. Валентина Михайловна — и сценарист, и ведущий. В этом ей до сих пор равных нет. Её называют пионером массовой работы, а в 1973 году музей за эту работу был награждён дипломом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Валентина Михайловна занесена на Доску почёта. В 1975 году коллектив стал победителем социалистического соревнования, а в1978 году ей вручили медаль Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Жизнь радовала и собственными успехами, и успехами сыновей: один стал военным, а второй – дипломированным драматическим артистом.

Подошло время пенсии. В 1981 году пришлось выбирать: пенсия или работа. Это сейчас работающим пенсионерам платят пенсию и зарплату, тогда этого не было, здоровье оставляло желать лучшего, решила уйти на заслуженный отдых. Только отдых не для таких неугомонных натур. Она сразу же вошла в Совет ветеранов, стала посещать хор при Доме культуры, и в 1989 году по её инициативе из числа его вокалистов создан хор «Ветеран», а затем ансамбль народной песни «Веселушки», он же «Сударушки», преобразованный потом в вокальную группу при Совете ветеранов «Родные напевы». Вот когда осуществилась её юношеская мечта о сцене. Теперь этот коллектив знают далеко за пределами района. Ни один праздник не обходится без задорных бабушек с нелёгкой судьбой, но лёгким характером, их ждут и в городских, и в сельских клубах.

Зимой Валентина Михайловна отметила свой 88 день рождения, но по-прежнему полна творческих замыслов, пишет новые сценарии, время для неё будто остановилось. Внук, внучка, правнук и 2 правнучки не сводят с неё влюблённых глаз, бабушка – их гордость.

Л. Шепелева

На снимке: В. Катанаенко