В Интернете все чаще можно встретить отрывки из детских сочинений, где дети пишут в тетрадях – «йожик», «пагода», «Сирежа». Над детскими ошибками по-доброму смеются взрослые. Тут остается лишь вспомнить классика: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Так в чем же причина столь вопиющей неграмотности не только у младших, но и у старших школьников? С этим вопросом мы обратились к педагогам.
Лариса Александровна Павлова, учитель русского языка и литературы СОШ №1.
– Низкий уровень культуры, знания родного языка связаны с тем, что современные дети мало читают. Это идет из семьи. Если на уроках учителя стараются обратить ребят к прочтению классической литературы, то родители зачастую считают нормальным, когда все свободное время ребенок проводит за компьютером или телевизором. Есть даже выражение «бедные люди смотрят телевизор, а богатые читают книги». Богатство и бедность здесь имеют не материальное, а духовное начало. Совсем недавно с одним из учеников старших классов мы готовили исследовательскую работу на тему «Особенности общения в социальных сетях». Есть особый компьютерный сленг, который насчитывает не одну сотню слов. Так вот этот сленг дети часто переносят в бытовое общение, как их родители. А дети, как известно, учатся, подражая старшим. Как классный руководитель, я старюсь чаще устраивать внеклассные мероприятия, в которых участвуют не только ученики, но и их родители. Совсем недавно у нас состоялся творческий вечер. Взрослые и дети читали стихи, мы говорили о поэзии, красоте, силе слова. Всем родителям я рекомендовала больше читать с детьми, направлять их на это и ответственно подходить к выбору литературы.
Ирина Ивановна Губарькова, завуч СОШ с. Камелик
– Вспоминаю свое поколение. Тогда, конечно, была иная школьная программа. Кто-то осуждает ее сейчас. Говорит, что устарела. Но в те времена мы получали твердые базовые знания по предметам. Сейчас другой подход. Школьная программа больше направлена на самостоятельное изучение материала и даже на его поиски. Процесс самосовершенствования. Столь лояльное отношение к накоплению знаний, мягко говоря, не всегда себя оправдывает. Развитию грамотности способствует развитие зрительной памяти. И чем раньше родители будут заниматься с малышами, разговаривать и читать с ними, тем лучше это отразится уже на школьной жизни ребенка.
Татьяна Владимировна Казгунова, учитель начальных классов СОШ № 14
– Говорить о какой- то повальной неграмотности я бы не стала. Современные дети другие. Они отличаются от нас. Появился Интернет, масса информации, различные гаджеты. Но все это стоит использовать во благо. Родители и дети моего класса с удовольствием читают электронные книги, используют дистанционное обучение. Мир меняется, и мы должны меняться тоже. Но есть спорные моменты. Если говорить о школьной программе, то критерии оценки знаний по русскому языку стали гораздо мягче. Исправления уже не считаются ошибкой, а несколько ошибок по одной орфограмме считаются за одну. Вот так. Поэтому «карова».
Светлана Ивановна Савкина, учитель русского языка и литературы СОШ Б. Таволожка
– У большинства ребят нет стремления к знаниям. Отсюда скудный словарный запас, слабая орфография, вялое воображение. Многие уже сегодня говорят: «А зачем мне учиться?». Предел мечтаний ограничен, перспектив нет. Родители таких ребят придерживаются такого же мнения. Педагоги бьются с такими учениками, но если желания и интереса к учебе нет, тут уж ничего не попишешь.

Подготовила И. Майская