В гостях у «Пугачевского времени» бывший директор городского дома культуры

Лидия Федоровна Миронова

— Ансамбль русской песни «Горница» сейчас называют визитной карточкой Пугачева. Город заслуженно гордится успехами «Горницы», но мало кто знает, что Вы стояли у истоков создания этого певческого коллектива. Как все начиналось тогда, много лет назад?

— При городском Доме культуры существовал народный хор, которым руководила Л. Чурсина. Возникла идея на основе солистов хора сделать вокальную группу. Это был своего рода эксперимент. Мы решили попробовать соединить народную тематику с эстрадным звучанием. Начинали с исполнения песен из репертуара Надежды Кадышевой. Ее коллектив тогда пользовался большой популярностью. Так появился пугачевский ансамбль «Русская песня». Работали много, с удовольствием. На базе основного вокала раскладывали песни на четыре голоса. За два года объехали с концертами весь район. Нас принимали на «ура». В 1997 году на областном конкурсе «Русская песня» получила диплом второй степени. Потом ансамбль переименовали в «Горницу».

— С конца семидесятых Вы часто приглашали на пугачевскую сцену звезд эстрады. Перед местной публикой выступали «Интеграл», «Комбинация», «Дюна», «На-на», «Земляне», Наталья Гулькина, Юрий Кукин и другие знаменитости. Почему сейчас эта преемственность утрачена?

— В то время отношения между людьми строились больше на общих интересах, симпатии, чем на деньгах. Я познакомилась с сотрудницей Саратовской филармонии Тамарой Бакурской. С Пугачевом ее связывало детство. Отец Тамары продолжительное время был директором гидромелиоративного техникума. Так вот, Бакурская предложила мне полставки администратора филармонии. С 1977 года я стала приглашать артистов в Пугачев, Перелюб, Горный.

Работа непростая, хлопотная. «Звезды» — люди сложные – не знаешь, чего ждать. Надежда Чепрага неожиданно поразила добрым нравом. Владимир Маркин оказался «своим парнем». Провел вечер в компании офицеров вертолетного полка. Пел песни под гитару, много шутил. Музыканты «Дюны» вели себя вызывающе, высокомерно. Я их одернула – повлияло.

Сейчас многое изменилось, но пригласить артиста, как и раньше, не проблема. Главное — заполнить зал, найти деньги, чтобы выплатить гонорар. Вот здесь и начинаются сложности. Раньше Пугачев был городом трудовых коллективов, активных профсоюзных организаций. Сейчас все утрачено, не к кому обратиться за поддержкой, помощью. Можно, конечно, повлиять на предпринимателей, но для этого нужно иметь много качеств, которые сейчас в дефиците.

— Вы начинали работать под руководством М.Г. Павлова. Как он повлиял на ваше отношение к профессии?

— Михаил Григорьевич Павлов был незаурядной личностью. Актер, режиссер, прекрасный организатор, талант. Он начинал совсем юным в комсомольских агитбригадах «Синей блузы», стал профессиональным актером Пугачевского драматического театра, воевал в танковой разведке, вернулся весь в орденах, снова работал в театре, возглавил Дом культуры. Павлов был масштабен и щедр. Он принял меня, выпускницу культпросветучилища, в Дом культуры на самую малую должность массовика — затейника. Я боялась его как огня. Он халтуры не терпел. Его знание дела, ответственность и требовательность заложили во мне черты, которые потом позволили почти четверть века руководить городским ДК. У меня в трудовой книжке одно место работы – Пугачевский дом культуры.

— Как складывались Ваши отношения с отделом культуры?

— Мне доверяли, поскольку работу свою я привыкла делать хорошо. Много помогала в свое время начальник отдела Л. В. Малышева. Она профессионально решала вопросы. С Т.Г. Подбегалиной я проработала около двух лет. У нее не было опыта работы, но опыт — дело наживное.

— Новый губернатор в беседе с Президентом выделил два приоритета развития области – спорт и культуру. Отсюда вопрос: как Вы оцениваете состояние культуры в городе и районе? Может, что-то нужно изменить, на что-то сделать акцент?

— На мой взгляд, беда в том, что сейчас даже художественная самодеятельность имеет коммерческую подоплеку. Дети должны иметь одинаковые возможности для занятий в кружках, вне зависимости от кошелька родителей. Мы раньше ходили по школам, искали одаренных детей, устраивали прослушивания, конкурсы «Утренняя звезда», «Алло, мы ищем таланты!». Сегодня если такое и имеет место, то в крайне усеченном виде. Взять, к примеру, городские мероприятия. Один и тот же состав исполнителей на протяжении многих лет. Да и сценарии похожи, как близнецы – братья. Нет разнообразия. Я понимаю, что проще ехать по однажды проложенной колее. Но это неправильно. Рано или поздно колея, из которой никто не хочет выбраться, заведет в тупик.

— Поговорим о ветеранах Дома культуры. Мне представляется, что отношение к ветеранам – это индикатор того, есть ли у Пугачева будущее. Ваше мнение на этот счет?

— Когда приходит пенсионный возраст, человек приобретает иной статус, он входит в непривычную жизнь. Ему не хватает общения. Он — вне коллектива, вне дела, он за чертой прошлых интересов. Это тяжелый момент. Пережить его помогает забота близких, участливое отношение людей, с которыми ты работал. В Доме культуры хорошо относились к ветеранам. Мы всегда приглашали наших пенсионеров на профессиональные праздники, дарили подарки, накрывали столы. Теперь этой традиции нет, как нет и поздравлений по случаю праздников, приглашений на концерты. Пустота. Если формула с индикатором верна, то индикатор должен показывать тревогу.

— Что, по — вашему, нужно сделать, чтобы граждане Пугачева снова заинтересовались театром?

— Любовь к искусству вообще и к театру в частности закладывается в детстве. Поход на детский спектакль для ребенка всегда праздник, событие. С театром у малыша связаны положительные эмоции. Театр учит ребенка любить красоту, а через сопереживание и участие происходит нравственное воспитание. Поверьте, любовь к театру, полученную в детстве, человек сохранит на всю оставшуюся жизнь.

— Чем Вы занимаетесь на пенсии, каков круг Ваших интересов?

— Что может быть милее семьи? Оправдываю почетное звание бабушки, занимаюсь с внучкой. Первого сентября она у меня пойдет в девятый класс. Летом — дача. Малина, клубника, яблоки. В этом году посадили сливу. Свежий воздух, движение, и чувствуешь себя гораздо лучше, чем в городе.

Вопросы задавала Е. Аристова