В правительстве РФ решили социализировать цыган. В программе задействованы сразу несколько министерств и ведомств.

Разработан и прошел межведомственные согласования комплексный план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в России на 2012–2014 годы. Главная цель — интеграция цыганского народа в современное общество. Для этого должны быть утверждены специальные меры во всех значимых областях — в здравоохранении, образовании, трудоустройстве… Кроме того, отдельной строчкой идёт создание позитивного образа цыганского народа у остального населения — развенчание негативных мифов, образов и стереотипов о цыганах. Планируется выпуск журнала.

Это пожалуйста. Но зачем говорить об обделенности цыганского народа и расчищать подход к вопросу с национальной стороны? Из Пугачева просторы родины не охватишь, но что происходит на территории района, видно хорошо. Здешнее население исстари интернационально. Поэтому появление в городе цыган в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века никого не смутило и не насторожило. Крестьянская жизнь не привлекала цыган, как, впрочем, и рабочая среда. Их привлекал металл и огонь. Наверное, поэтому из цыган выходили искусные кузнецы. И кроме известного всей стране киноэкранного Будулая, в колхозах Пугачевского района работали цыганские бригады. При кузнечном горне они восстанавливали бороны. Сейчас другое время и другие интересы. Да и кузниц в селах – раз, два и нет. Поэтому основной промысел цыган – торговля. Сбывают мануфактуру. В Пугачеве этот процесс идет вяло, поэтому хозяева тюли и ткани свой товар вывозят в отдаленные, глухие села. У цыган по сходной цене можно купить инструменты и сотовые телефоны. Гадание и «позолоти ручку» — это традиционный женский промысел. Кто из населения Пугачева поддается уговорам, кто — нет. Цыгане – веселые, жизнерадостные люди. Они не доставляют хлопот окружающим. По словам местного участкового, отвечающего за территорию от улицы Южной до улицы Садовой, где, в основном, живут цыгане, каких – то тяжелых нарушений правопорядка нет. За 2012 год 11 цыган были привлечены к административной ответственности за появление в общественных местах в нетрезвом виде, четверо за проживание без регистрации, трое — за нарушение санитарных норм. Говорить о трудоустройстве цыган в Пугачеве нелепо. Из – за потерь предприятий большая часть трудоспособного населения нашла рабочие места за границами района.

Важная проблема, которую должна решить программа, — это образование цыган. Из-за низкого уровня образования цыгане становятся неконкурентоспособными на рынке труда. При этом, по словам одного из инициаторов программы, Надежды Деметр, нет ни одного цыганского ребенка, который не желал бы учиться, но для этого нет условий. Что – то тут у Деметры не так. Цыганские ребятишки в Пугачеве традиционно учатся в СОШ №5. Из 72 учеников сформированы отдельные цыганские классы. Процесс обучения идет достаточно успешно до пятого — шестого класса. Потом дети перестают посещать школу и начинают заниматься торговым промыслом вместе с родителями или следить за младшими братьями и сестрами. Единицы получают школьный аттестат. Это образ жизни. Изменить его директивным документом вряд ли возможно, во всяком случае, в ближайшее время.

Сейчас в Пугачеве проживает около 400 цыган. Несмотря на внешнюю общительность, чужих людей в свой круг они не пускают, берегут обычаи. Но какие – то традиции исчезают. Нет, например, цыганских баронов, хотя совсем недавно, они, как говорится, имели место быть. Цыгане не служат в армии. В настоящее время на учете в военкомате состоят 12 юношей – цыган. Вряд ли кто из них отправится служить. Причина проста – ранние браки. К 18 годам у призывника уже двое, а то и трое детей.

В программе есть непонятные моменты. Например, говорится, что цыганам, не имеющим паспортов, упростят их выдачу. Семьям, чьи дома не оформлены по закону, также помогут с легализацией жилья. Интересно, авторы программы думали, какие чувства при этом будут испытывать люди других национальностей?

Скорее всего, в программу внесут некоторую редакцию и примут. Но социализация цыган идет давно и приносит свои результаты. Цыгане не живут в поле, не ездят в кибитках. Они проявляют общественную активность. В 1985 году в городском Доме культуры был организован цыганский ансамбль «Ягуры». Совпало желание цыган и интерес директора Л.Ф. Мироновой. Она пригласила из столицы специалиста по цыганским танцам, и коллектив достиг почти профессионального уровня. «Ягуры» побывали с концертами почти в каждом селе Заволжья, участвовали в конкурсах и занимали в них престижные места. Через семь лет цыганский ансамбль распался. Почему сейчас функционеры от культуры не пробуют возродить в новом составе некогда известный коллектив – вопрос.

Много цыганских семей с уже пугачевскими корнями. Например, семья Поляковых. У Сергея Юрьевича и Тамары Алексеевны – пять детей, 14 внуков.

Программа по социализации цыган согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами. Тем не менее механизм реализации некоторых ее положений не проработан. Например, как будет определяться объём финансирования, кто будет получателем? Ведь даже сами инициаторы не знают, сколько цыган в России — по разным оценкам, община насчитывает от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Возможно, сейчас еще рано искать ответы. Скорее всего, когда уже примут программу, ученые мужи, как пел В.В. Высоцкий, немного покумекают и выправят дефект.

И. Мнекина

На снимках: (ввеху) старшие Поляковы с внуками, (внизу) пугачевский цыганский ансамбль «Ягуры». В центре Л.Ф. Миронова