111

В 1789 году Екатерина II прислала в подарок Средне — Никольскому (сейчас Свято-Никольский) монастырю ризу. Это был знак примирения власти с носителями старой веры после кровопролитной, жестокой крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Подарок императрицы хранится в нашем музее.

Риза расшита золотыми нитями и серебром, представляет собой не просто культовое убранство, а произведение искусства. По неподтвержденным данным вензеля на ризе вышила сама Екатерина. Впрочем, в Иргизских монастырях делали росписи не хуже, да и окрестные, слободские мастера могли сотворить полотна хоть и не шитые золотом, но художественно богатые и очень колоритные. Каждая невеста, например, вышивала себе приданое: полотенца, скатерти и другие предметы обихода. По свидетельству современников, это были красивые наряды, радовали глаз, повышали настроение.

Две мастерские находились в Средне — Никольском и Спасо — Преображенском монастырях. Здесь занимались шитьем по холсту. У иргизских мастериц был свой особый стиль вышивки, неподражаемый и оттого высоко ценимый. Самобытная коллекция художественных тканей хра-нится в краеведческом музее. Основная часть коллекции была сформирована в 1919 году, благодаря стараниям первых сотрудников только что открытого музея в Пугачеве. Они сумели до поры безвременья собрать в монастырях для потомков изумительные экспонаты, спасти росписи от разграбления и уничтожения.

Шелковые ткани до XVIII века были очень дорогим привозным товаром. Их использовали богатые люди как в одежде, так и в оформлении интерьера.

В ризницах иргизских монастырей хранились богатые церковные одежды. Ткани церковного обихода были доступны для глаз людей, приходивших в храм. Они поражали своим богатством и разнообразием, оставались в памяти, и тем самым мотивы иноземных тканей вошли в русский орнамент.

Наиболее ценной считалась парчовая ткань. В описях церковной утвари ризницы Никольского единоверческого монастыря облачения из парчовой ткани записаны на первом плане, как наиболее ценные и примечательные: «риза из парчи на золоте, около борта оплечья и оплечье обложены двухвершковой золотой тесьмой, крест и звезда из вершковой золотой тесьмы, подкладка розового цвета коленкоровая”.

В женских монастырях существовали мастерские, где выполнялось шитье по заказу. В орнаментальном шитье мастерицы использовали различные материалы, прекрасно дополнявшие друг друга. Это шелковые золотые нити, жемчуг и драгоценные камни. Одним из самых красивых украшений на Руси был жемчуг. Особого великолепия достигало жемчужное шитье на облачениях духовенства и иконах. Примером может служить оклад к иконе Казанской Божьей Матери, хранящийся в фондах музея.

Жемчуг использовали привозной и отечественный, который добывали более чем в шестидесяти северных реках. Шитье жемчугом было очень трудоемким и длительным процессом. Сначала художник — знаменщик наносил контуры узора на ткань, затем мастерицы делали по узору настил из льняных или бумажных нитей. Жемчуг предварительно разбирали по величине и форме, просверливали, а затем нанизывали на нить, волос или тонкую проволоку. Жемчужную нить накладывали на настил и закрепляли стежками после каждой жемчужины. Есть в нашем музее воздуха (шитье по ткани) из красного бархата, крест, копие и трость, шитые золотом. Историческую ценность представляют и другие воздуха. Красиво изготовлены две палицы (четырехугольные платки в виде ромба) из белой парчи, вышитые серебряной нитью.

Описанная коллекция является произведением искусства, показывает безупречный вкус иргизских мастериц. Их имена до нас, к сожалению, не дошли.

Старые коллекции требуют не только бережного и внимательного отношения, но умения определить стиль вещей, время их изготовления, выяснить особенности технических приемов.

Н. Сулейманова, директор пугачевского краеведческого музеяим. К.И. Журавлева

Репродукция картины художника В. Максимова «Примерка ризы»

Вам на заметку:

Не можете найти подходящие квартиры в Климовске? По указанной ссылке вам предоставят широкий выбор квартир напрямую от собственника. Вы сможете предварительно посмотреть фотографии, а также связаться с владельцем.