Английский детский сад отличается он нашего в первую очередь тем, что ребенка учат быть самим собой. Маленький человек не подчинен строгому распорядку дня, не чувствует себя обязанным делать то, что делает большинство, да и с мамой разлучается всего на 3 часа в день.

В октябре этого года И.И. Привалко, директор Ивантеевского ЦРР «Колосок», в числе 34 коллег из Саратовской области побывала в Англии.

На большом экране компьютер демонстрирует слайды, снятые за океаном. Ирина Ивановна комментирует их и дополняет рассказами о том, что удалось узнать о работе коллег в чужой стране.

– Было видно, что к приему нашей делегации работники специально не готовились. Мы шагали по дорожке, засыпанной желудями, видели в группах разбросанные игрушки, не совсем чистую раковину… Дети на нас вообще не обращали никакого внимания, все спокойно занимались своими делами.

Видели, как проходят занятия. Педагог пригласила ребятишек за стол (в Англии сотрудников садов называют педагогами, а не воспитателями, как у нас), предложив вместе готовить настоящий торт. Примерно восемь детей откликнулись на предложение, сели кружком, и столько же никак не отреагировали на затею, продолжая заниматься своими делами. Правила позволяют ребенку пойти в другую группу, выйти самостоятельно во двор. Гарантия, что ребенок с территории двора никуда не уйдет стопроцентная: площадка огорожена высоким глухим забором, дверь заперта на ключ.

Обратили внимание – ребятишки очень легко одеты, хотя в помещении гулял сквозняк. «Закаливание детей происходит естественным путем», – объяснили нам. В любую погоду – дождь, ветер – дети выходят на прогулку. В специально отведенном месте стоят резиновые сапожки, висят плащи- дождевики. Не только на улице, но и в группах стоят большие емкости с водой, песочницы. Для игр, творческого развития детей в нашем ивантеевском Центре, казалось бы, предусмотрено все, а посмотрели, что есть что перенять у англичан. Например, дворы вместо асфальта и плиток имеют мягкое покрытие, специально для изучения правил дорожного движения одна из площадок оборудована наглядно – есть светофор, видна проезжая часть, показана линия перехода.

В плане физического, эмоционально-личностного, познавательного, творческого развития детей мы не сильно уступаем заокеанским коллегам.

Какие у российских родителей проблемы сразу после появления малыша на свет? Быстрее встать на очередь в детский сад. В Англии будущая мама завалена буклетами с предложениями от разных дошкольных учреждений. В государственных детских садах 15 часов неделю (3 часа в день) малыш имеет право находиться бесплатно. Нагрузка у английских педагогов-воспитателей, по сравнению с российскими коллегами, просто завидная. На четыре ребенка 2-х -3-х летнего возраста – один педагог. Дети от 3-х до 4-х лет объединены в группу по восемь человек, и у них также есть педагог. С 5 лет ребенок идет в школу. Так как большинство мам в Англии не работают, им нет нужды оставлять малышей в саду на весь день, они их приводят в коллектив для социальной адаптации, для языковой практики (Англия – страна многонациональная).

Нас интересовал вопрос, каким образом в Англии стимулируется труд педагога.  «Работа в нашем учреждении – главный стимул», – последовал ответ. Стать сотрудником детского сада не так-то просто. Без опыта работы не берут. Таким образование в Великобритании является одним из лучших в мире! Кандидат, имеющий специальное образование, должен в течение нескольких лет бесплатно стажироваться, зарекомендовать себя профессионалом, и только после этого у него есть шанс получить должность. Последующий постоянный заработок оправдывает все усилия.

Н. СМОРОДИНА

На снимке: И. Привалко