Земля и герои – понятия могучие, фундаментальные. Они не терпят эрозии ценностей. Как бы ни затаскивали слова, делая их бессильными, как бы ни обманывали землю, отнимая у нее материнство, все равно – глубинные надежды людей связаны с возрождением истинных понятий добра и зла, силы и слабости, смелости и трусости, отваги и страха.
Героическое начало закладывает природа. Чтобы оно проявилось, необходимы условия, внутренние и внешние. Внутренние – психологическая готовность, внешние – наличие определенной ситуации. Не обязателен театр военных действий. Доронин стал Героем, вывозя людей из ледового плена, Никита Отверченко – добывая хлеб на давыдовских полях.

Еромасов (2)

В Пугачеве – особые люди. У них хорошая родословная и, как знак ее, Аллея Героев. Сегодня рассказ о Петре Федоровиче Еромасове, пилоте, бывшем жителе Николаевска, затем Пугачева. Происхождение его таинственно. Точно установлено два факта – будущий Герой родился в городе в 1911 году. С 1919 года, то есть с восьми лет, воспитывался в детском доме. Удалось установить, что семья Еромасовых была рабочая. Что с ней стало в Гражданскую войну? Погибла, уехала и в суматохе потеряла ребенка? Тишина. Ответа нет.
После детского дома юноша работал на мебельной фабрике. Где была эта фабрика? В Самаре? Вольске? А может быть, пугачевский лезозавод, где в то время делали лавки и табуреты, был отнесен к мебельному производству? Одни догадки.
В конце 20-х годов определились основные направления укрепления обороноспособности страны и строительства воздушного флота вообще и в частности гражданской авиации. В 1930 году в стране открыли три авиационные школы. Одна из них – в Балашове. Отбор был строгий и в основном из Поволжья. Срок обучения пилотов – 1,5 года. Петр Федорович Еромасов попал во второй набор, с отличием окончил школу гражданской авиации в 1933 году, был там оставлен летчиком – инструктором и исправно преподавал курсантам летное искусство. За достигнутые успехи в подготовке летчиков и образцовое выполнение служебных заданий в мирное время был награжден двумя орденами “Знак Почета” и нагрудным знаком “Отличник Аэрофлота”.
Примечательно, что после войны, будучи на высоких московских должностях, Петр Федорович писал в анкетах: образование – неполное среднее. Но он был талантлив, самостоятельно выучил, например, немецкий и английский языки, в совершенстве ими владел, освоил другие науки, технические и гуманитарные, обладал высокими знаниями, но формально не имел диплома о высшем образовании. Так бывает. Академик Мальцев, который поднялся за счет труда и таланта до мировой величины, имел за плечами только два класса церковно – приходской школы.
В годы Великой Отечественной войны Петр Федорович Еромасов выполнял различные ответственные задания. На транспортном самолете в ночное время при любых метеорологических условиях он десятки раз летал в глубокий тыл противника. Это были полеты особой сложности. Каждый такой полет на территорию Германии, Румынии, Финляндии и других стран продолжался нередко по 14 – 15 часов.
В воздушном бою 16 ноября 1942 года П.Ф. Еромасов был тяжело ранен в ноги и до 17 июля 1943 года лечился в госпитале.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Петру Федоровичу Еромасову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 53 успешных боевых вылета в тыл противника.
Командир корабля, командир авиагруппы особого назначения по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии, заместитель командира дивизии – такой путь прошел Еромасов в годы войны. Всего он совершил около 60 боевых вылетов на линию фронта и 138 – в тыл противника. За боевые отличия, кроме высшей награды Родины, был удостоен орденов Красного Знамени (1945), Отечественной войны 1-й степени (1943), Александра Невского (1944) и медалей “За боевые заслуги” (1942), “Партизану Отечественной войны” 1-й степени, “За оборону Москвы”, “За оборону Ленинграда” и двух других медалей, а также югославского ордена “Партизанская звезда” 1-й степени.
Был полет за ранеными бойцами на маленькую партизанскую площадку в Югославии.
– Я полечу первым, – сказал Еромасов. – Самолеты не перегружайте. Больше пятнадцати раненых брать на борт запрещаю.
Точно в рассчитанное время транспортный самолет приземлился на площадке в горах. Отсюда даже порожняком трудно было бы взлететь.
Партизанский командир отобрал для отправки пятнадцать раненых. Еромасов посмотрел на печальные лица оставшихся и приказал бортмеханику:
— Грузи еще пятерых.
Командир отряда робко попросил:
– Друже, может, возьмем еще?..
– Вносите десять, но не больше. Самолет надо назад откатить. Каждый метр разбега имеет значение.
Иначе Еромасов поступить не мог: раненых надо было вывезти во что бы то ни стало. Пилот оторвал самолет от земли на самом краю площадки. Незаметный подвиг сильного человека.
В последние годы своей жизни Петр Федорович Еромасов работал заместителем начальника Управления международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации СССР и многое сделал для развития авиасообщения Советского Союза со странами Европы, Азии и Африки.
Умер Петр Федорович 13 августа 1963 года после тяжелой болезни при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на Ново-Девичьем кладбище. Его имя с 1965 года носит Бугурусланское летное училище.
Фронтовая листовка времен Великой Отечественной войны. Этот листок бумаги изрядно потрепан, видимо, много рук держало его в 1944 году, когда на нем отпечатали: «Летать и разить врага, как Герой Советского Союза Еромасов…»

Г. Аристов