Прогноз погоды


Наш опрос

Как вы относитесь к идее переименования Пугачева в Николаевск?

  • Отрицательно (50%, 6 Голосов)
  • Мне все равно (25%, 3 Голосов)
  • Положительно (25%, 3 Голосов)
  • Затрудняюсь ответить (0%, 0 Голосов)

Всего проголосовало 12

Загрузка ... Загрузка ...



Панель входа



Архив газеты



Фотогалерея

Дом  лесопромышленника Ястребова П. Лебедев. Былое  1969 г. карандаш В.А. Мясников. Натюрморт с рыбой. Авторская работв. В.А. Мясников. копия Построение 138 - го запасного пехотного полка на соборной площади, февраль 1917 года.  Начало революции в Николаевске.и 77



Поповское село и дедушка Селезень

  Край родной               Мар.14.2017     

Русская удельная деревня Малая Таволжанка была основана в 1855 годуу старообрядцами при почтовом тракте из Николаевска в Самару. По данным 1859 года в деревне насчитывалось 75 дворов, 363 мужчины и 358 женщин. После отмены крепостного права жители Малой Таволожки просили Удельное ведомство выдать им дарственные наделы из-за сильных неурожаев, но в ответ получили отказ. Изначально Малая Таволожка была по вероисповеданию преимущественно поповским селом, но из-за гонений на священников их место занимали простолюдины, злоупотреблявшие саном, вследствие чего, большинство жителей вскоре перешло в беспоповство. Наставником местных беспоповцев был крестьянин расположенного неподалёку села Селезниха Стефан Чирин, которого называли «дедушка Селезень». На молитву староверы собирались в доме крестьянина Ивана Яковлевича Тюклина, который также держал начальную школу (проработала около четверти века, после чего на рубеже XIX и XX столетий вместо неё открылась новая старообрядческая школа в частном доме, арендованном епископом Тихоном). В 1885 году наставник беспоповцев Кирилл Семёнович Богданов принял священство Белокниницкой иерархии и начал переманивать в австрийскую общину других староверов. В 1898 году под белокриницкую моленную у крестьянина Г. Я. Шляпникова выкупили ветхий дом, где установили бедный иконостас и начали регулярно служить.

Указом Самарской Духовной Консистории от 7 (20) февраля 1897 года Малая Таволожка была в миссионерских целях приписана к приходу единоверческого Верхнего Спасо-Преображенского монастыря. За первые четыре года борьбы с расколом в единоверие перешли лишь шесть семей (26 человек), остальные придерживались староверства беспоповского толка (84 семьи) и австрийского согласия (57 семей). В 1901 году в селе открылась школа грамоты, преобразованная в 1904 году в церковно-приходскую. 23 мая (5 июня) 1908 года Самарское губернское правление официально позволило зарегистрировать в Малой Таволожке общину старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Тогда же было получено и разрешение на строительство в поле в 20 саженях от села белокриницкой церкви, которую к осени возвели из стройматериалов разобранного молитвенного дома. Воплотить проект полностью в жизнь не удалось – не хватило средств на колокольню и колокола, а иконостас по той же причине пришлось установить ветхий и бедный, сохранившийся после сноса старой моленной. 28 июня (11 июля) 1909 года состоялось первое собрание белокриницкой общины. Административно Малая Таволожка относилась к Таволжанской волости Николаевского уезда Самарской губернии. В 1910 году в селе в 177 домохозяйствах проживали 435 мужчин и 499 женщин. Земли у крестьян было 2161 десятина удобной и 557 десятин неудобной. Имелись семь ветряных мельниц, приходская школа11, единоверческая церковь7 и молитвенные дома беспоповцев и староверов австрийского толка12. В весеннее время половодье на Большом Иргизе делало село практически полностью недоступным6. В 1915 году единоверцев в Малой Таволожке насчитывалось лишь 28 мужчин и 25 женщин (17 семей включая причт единоверческого храма), беспоповцев – 315 мужчин и 328 женщин (112 семей), раскольников австрийского согласия – 290 мужчин и 301 женщина (49 семей).
В ранние советские годы старообрядческую школу закрыли, а приходскую преобразовали в школу 1-й ступени. В 1925 году в Малой Таволожке была организована трудовая земледельческая артель «Смычка». Беспоповскую моленную закрыли в 1930-х годах, австрийскую (белокриницкую) после закрытия сломали в 1946 году. Единоверческий храм, фактически бездействовавший и до революции, также прекратил работу. Сама Малая Таволожка на протяжении всей советской истории оставалась малоприметным глухим селом Преображенского сельсовета, где, несмотря на социальные и политические преобразования, хранились традиции и устои старообрядчества. Сегодня Малая Таволожка является частью Преображенского муниципального образования, в селе проживают около 200 человек. Имеются дом культуры и отделение связи, Покровской и Николаевской епархией в 2014 году в селе открыт православный приход. Несмотря на это, Малая Таволожка продолжает оставаться старообрядческим селом. Молятся местные староверы как правило дома, на совместные моления собираются только по большим праздникам.
Главной достопримечательностью села является сохранившаяся единоверческая церковь во имя Михаила Архангела. Построена она была в 1909 году тщанием наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Макария к 300-летию царствования Романовых. Здание было возведено каменное, тёплое, с одним престолом и колокольней. Утварью церковь была скудна, в штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в специально построенных церковных домах. С приходом Советской власти храм был закрыт и пребывает сегодня в заброшенном и частично руинированном состоянии.
Несколько лет назад начались работы по восстановлению храма. Инициатором стал настоятель храма Воскресения Христова благочинный Николаевского округа архимандрит Иннокентий (Третьяков). Также до наших дней дошло расположенное рядом с храмом здание бывшей приходской школы, построенное в начале XX века.
По публикации И. Козловского


Добавить комментарий