Почти в каждой семье есть альбомы с карточками 30-х, 50-х, 80-х годов прошлого века. Бабушка в молодости, дедушка после армии, мама и папа после свадьбы. Конечно, тогда не все фотоателье творили произведения искусства. Но встречались мастера, которые делали настоящие художественные портреты. Качество тех снимков было высоким. Его нельзя сравнить с «мыльничным» качеством, которое присуще большинству фотографий, переполняющих современные альбомы. Тяга «сняться» появилась сразу с появлением фотографии. Наверное, это естественное желание людей остаться во времени, в овеществленной памяти. Граждане всех сословий переступали пороги ателье и входили в вечность. Естественно, были знаменитые фотографы. В старом Николаевске, например, мастер Е.И. Рунов оставил нам образы отцов города, виды улиц и революционных событий, портреты безвестных красноармейцев и именитых красных командиров. Е.И. Рунов, несомненно, был талантливым человеком. Фотография с первых шагов впитала в себя опыт классической живописи. Трудно сказать, имел ли Николаевский мастер художественное образование, но художественный вкус – точно.

В советские годы в Пугачеве было три фотоателье. В одном из них работал бывший моряк С. А. Рогожкин. Он любил свое дело, ставил свет, но маломощные самодельные софиты бросали тени на задний план и, тем не менее, сделанные им портреты передавали характер человека. Это трудно сделать, но Рогожкин делал. Фотоателье получили широкое распространение после Великой Отечественной войны. С войны вернулось огромное количество инвалидов. Их нужно было трудоустраивать. Тогда государство решало проблему рабочих мест – фотографию отнесли к бытовым услугам, таким, как химчистка, прачечная и т.д. Подготовили работников, и вывески фотоателье заблестели на каждом углу. С одной стороны, это было правильно. Люди получили работу. И все же нельзя было забывать, что фотография – это такое же искусство, как живопись или музыка. В этих областях истинное качество возможно только у талантливых исполнителей. Но не всех природа одарила щедро и разносторонне. Вот так началось поглощение ширпотреба. Потом было второе явление. В продаже появились доступные фотоаппараты. Например, «Смена» за 13 рублей. Люди перестали понимать профессиональную фотографию. Фотоателье исчезли окончательно, когда началась перестройка, и образовался экономический хаос. В тот самый момент появились «мыльницы». Все эти факторы буквально растерзали идею фотоателье и саму профессию фотографа. Пугачев не стал исключением. Вместо студий появились проявочные машины и оборудование по печати самодеятельных снимков с любых носителей – цифровых дисков и узких пленок. Осталась единственная услуга – фото на документы. Но это не искусство, а ремесло.
В последнее время профессиональная фотография постепенно стала возрождаться в Пугачеве, но не в студийном, а в репортажном облике. Это съемки свадеб, юбилеев, корпоративных вечеринок. Таких в Пугачеве пять-шесть официально зарегистрированных предпринимателей.
А как же ателье? Единственной студией в Пугачеве, которая занимается индивидуальными фотосессиями, является студия «КубА». Название пошло от первых букв фамилии и имени владелицы и фотохудожника Алеси Кубриной. Был риск, что затеянное два года назад дело не расцветет пышным цветом. Но все случилось, сложилось и мало того, процветает. В больших городах давно отказались от любительских фотографий. Людям надоело «мыло», самодельные, низкосортные изображения. Пугачевцы, по словам Алеси, с удовольствием приходят на семейные фотосессии, заказывают портретные снимки, фотографируются в праздничные дни, например на Новый год. Фотостудия – удовольствие дорогое. Софиты, объективы, камеры, экраны заднего вида. Недавно в студии появилась циклорама – специальный фон, который имеет плавный переход вертикальной плоскости в горизонтальную, из-за чего наблюдателю кажется что фон «бесконечен». Затраты окупятся не сразу, но шаг к утверждению в Пугачеве настоящего фотоискусства того стоит.
С. Ковальский
На снимке: Алеся Кубрина