Проезд в общественном транспорте по льготным социальным билетам в Пугачеве был возобновлен 20 сентября. Без льгот мы не можем.  Они начались в 1918 году, когда при Ленине первый нарком продовольствия Цюрупа упал в голодный обморок. Вождь мирового пролетариата был потрясен и немедленно распорядился  создать специальную столовую. Льготы менялись, росли, охватывали все большее число людей и, несмотря ни на какие реформы, благополучно домаршировали до сегодняшнего дня, в том числе, и в образе проездных билетов в общественном транспорте.

Отрицать льготы бессмысленно. Все – таки, в них таится сокровенное желание сделать жизнь людей лучше, пусть не всех, но тех, кто нуждается особо, кто в молодости праведным трудом заслужил себе право при пенсионных летах на чуткое внимание государства.

Пугачевские перевозчики восприняли известие о вводе в оборот льготных проездных билетов без энтузиазма. Если пенсионеру льгота в прибыль, то перевозчику – в убыток.

А дело вот в чем. Правительство области в апреле 2009 года приняло постановление «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан». На основании этого постановления между  «Управлением пассажирских перевозок Саратовской области» с одной стороны,  перевозчиками – с другой и транспортным пугачевским управлением  – с третьей, заключен договор, который оговаривает обязательства всех  участников перевозок. Казалось, проблем не должно быть. В Пугачеве продают льготные проездные билеты по цене 50 рублей. Их приобретает примерно 1200 человек.

Отчет о проданных билетах пугачевское транспортное управление отправляет в саратовское ведомство. Собранную в Пугачеве выручку от продаж тут же перечисляют перевозчикам. Что касается выпадающих доходов, то их перевозчики из областного и федерального бюджетов получают с большими задержками. Выпавшие доходы за 2009 год пугачевские перевозчики получили только нынешним летом.

Перевозчики начинают защищать себя, как могут. Фантазий хватает  на то, чтобы не пускать в салон пассажиров с проездными билетами или вывешивать таблички: проезд для двух льготников, для трех. Если больше – от ворот поворот. Мало того, что это обида для ветеранов. Пугачев пропагандирует безнравственность. Где уважение к старшим? О каком воспитании высоких начал может идти речь, если дети наблюдают, как бесцеремонно обращаются с пенсионерами, инвалидами, захлопывая перед ними двери микроавтобусов?

Влияние на перевозчиков сводится, в основном, к разъяснительным беседам. Они неэффективны. Все – таки водителей уговаривают смириться с потерей законного дохода. Возможны меры принуждения.

Конфликтные ситуации на транспорте стали предметом обсуждения на заседании при главе района. Пугачевскому транспортному управлению было рекомендовано бороться с проявлениями самоуправства подвластными ему формами. Например, снимать микроавтобусы с маршрута или заменять им выгодные маршруты менее доходными. В этой связи недавно был снят с маршрута микроавтобус за отказ владельца перевозить пассажиров по льготным билетам.

Но, все – таки, где «крутились» деньги перевозчиков и почему они попали в их кошельки полгода спустя?

Решить проблему пассажирских перевозок, наверное, можно только одним способом. Владельцам транспорта следует честно и без задержек возмещать полную стоимость обслуживания льготников.

Г. Аристов