Первое упоминание о пугачевском любительском театре относится к 1904 году.  Тогда средства от благотворительных спектаклей самодеятельные актеры перечисляли на создание городской библиотеки. Именно в местной труппе впервые вышел на сцену достаточно известный впоследствии провинциальный актер Н.И. Пономарев-Степной, двоюродный дядя знаменитого О.П. Табакова.

В любительском варианте городской театр существовал еще 30 лет, пережил войны, революцию, разруху, голод и, в конце — концов, 15 мая 1934 года получил статус профессионального драматического театра. Кино, хоть и было важнейшим из искусств, не решало просветительских задач. Пугачевскому театру дали пролетарское название колхозный. В его труппе было много артистов из состава второго МХАТа. Лицедеев обвинили в троцкизме и сослали в Пугачев. Тем не менее, это печальное обстоятельство  позволило местному театру подняться в профессиональном мастерстве, обратить на себя внимание, как на  сильный творческий коллектив. Не случайно, в 1939 году театр получил на республиканском смотре второе место и стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В 1940 году колхозно-совхозный театр получил новый статус и  стал драматическим. Мастерство  театра крепло, слава его росла. В декабре 1954 года по решению Всесоюзного театрального общества и Главного управления по делам культуры РСФСР в Пугачеве проходила межобластная конференция работников театрального искусства Сталинградской, Саратовской, Балашовской и Ульяновской областей. Конференция изучала опыт Пугачевского драматического театра по обслуживанию сельского населения.

Труппа постоянно находилась в разъездах. Реквизит грузили в машины, известные, как «полуторки». Название пошло от грузоподъемности машин в полторы тонны. Здесь же, в кузовах, размещались и артисты. Для жителей сел приезд театра становился настоящим праздником. Зрелище приходили смотреть и стар, и млад. Принимали спектакли восторженно.

Во время войны театр внес свой вклад в Победу. Только в 1942 году труппа собрала в фонд обороны 115 тысяч рублей. Артисты, как и все тогда, жили бедно. Но все средства со сборов они отчисляли для фронта.  В госпиталях Саратова, в городах области, в военкоматах, в воинских частях театр дал более 90 концертов, поставил 320 спектаклей. Особым успехом пользовались пьесы «Смелые побеждают», «Доблесть», «Парень из нашего города», «Таланты и поклонники». Почетными грамотами союзных отраслевых ведомств были награждены артисты В. Поляков, С. Гущин, Ю. Малюгин, А. Смирнова, К. Вьюшков.

В послевоенные годы активно продолжалась творческая жизнь пугачевского драматического театра. Труппа традиционно после окончания зимнего сезона выезжала в районы Заволжья. Например, в 1950-м году она побывала в 13 районах, в 1951-м — в 17-ти. Спектакли просмотрели 35 тысяч зрителей. Артисты играли на очень маленьких и не приспособленных сценах. Приходилось использовать передвижные электростанции, а иногда и керосиновые лампы. Но это не снижало эффект зрелища.

Возглавлял театр  А. Петров, главным режиссером был Н. Малюгин. Репертуар был разнообразным: современность и классика. И, вдруг, как гром среди ясного неба. В феврале 1951 года Совет Министров РСФСР своим постановлением ликвидировал Пугачевский городской театр. Все имущество и театральные реквизиты было велено предать в Вольск. Возможно, Совет Министров урезал средства на социальные нужды и под эту кампанию попал Пугачевский театр.

Нужно отдать должное местным руководителям. Они проявили характер, настойчиво добивались отмены необоснованного решения. Хлопоты не были напрасны. Республиканское правительство оставило театр в Пугачеве. Тем не менее, тучи продолжали сгущаться. В 1953 — 1954 году театр оказался в тяжелом финансовом положении. Он задолжал разным организациям и учреждениям за ремонт, электроэнергию, топливо.

Много разных больших и малых вопросов было у периферийного театрального коллектива. Театр по — прежнему выполнял большое общественно важное дело, была значима его роль в повышении культурного уровня жителей Пугачева и сел района. Но к управлению в Пугачеве уже пришли другие люди, которые рассматривали театр не как культурный и интеллектуальный центр, а как затратный механизм, требующий дотаций из бюджета. Ничем другим нельзя объяснить ликвидацию театра в начале 1960 года. Правда, как говорят, местный партийный лидер Полонский, обратился к председателям колхозов с предложением самостоятельно датировать театр. Те, якобы, согласились, но не согласились в областном управлении культуры – не положено. Так Пугачев потерял профессиональный театр. Часть творческого коллектива оказалась в Вольске. Профессиональный театр там работает поныне, и даже заезжает с гастролями в наш город.

Вместо профессионального театра в  Пугачеве образовался театр народного творчества, то есть самодеятельный коллектив. Его режиссером был энтузиаст сцены М.Г. Павлов. Он начинал с агитбригад, с «синей блузы». Была такая сценическая форма пропаганды, придуманная комсомолом в 30 — х годах прошлого века. Во время войны М.Г. Павлов воевал в танковой разведке, имел орден и медаль «За отвагу». После Победы вернулся в театр, работал актером, а после реорганизации труппы, возглавил самодеятельный театральный коллектив. Многие годы деятельность народного творчества в Пугачеве связана с именем М.Г. Павлова.

Пугачевский самодеятельный театр жив поныне. Он носит звание народного и представляет на суд зрителей постановки, которые вызывают известный интерес.

Н. Плетнев

На снимке:

известная в 50-х годах прошлого века пугачевская актриса Ю.П. Дастель исполняет  роль Элизы  в спектакле «Хижина дяди Тома», 1953 г