Еще задолго до слободы Мечетной на Иргизе  появились первые русские рыболовецкие артели. Тогда река была полна рыбой. Ее было так много, что уловами набивали санные обозы и доставляли в Москву.

Прознав про это,  игумен Ново-Спасского монастыря в 1653 году выхлопотал у царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, по которой весь бассейн Большого и Малого Иргизов отходил в пользование святой обители.

Монастырь посылал на Иргиз рыболовецкие ватаги. Они выполняли свое дело и возвращались обратно. Ни о каком оседлом проживании на реке не могло идти речи из-за постоянных набегов кочевников. Однако в 1699 году монастырь поселил своих крепостных против устья Большого Иргиза на Волге, основав, таким образом, слободу Малыковку (ныне город Вольск), а также слободу Терсу. Крестьяне этих сел в 1710 году свидетельствовали перед правительством, что на левой стороне Волги земли «остались не меряны и не межеваны, потому что по степи калмыки и башкиры кочуют зимовьями, а русских людей нет».

В другом документе сообщается: «тех земель за Волгою на луговой стороне межевать невозможно: живут в той их округе по реке Иргизу калмыки и башкиры кочевьями и зимуют и за зверьем ходят и их (т.е. крестьян) колют и грабят…, а вокруг той земли дикая степь и жилья ничего нет».

Иргиз обжили старообрядцы после известного Указа Екатерины Великой. Опорными пунктами стали скиты, а затем монастыри. Но это другая история.

По архивам А.К. Журавлева