Окончание.

Этот разговор я помню до сих пор. Он стал последним аргументом в пользу решения переехать в Саратов к моей бабушке.

Ученики 10 «б» класса встретили новичка с нескрываемым любопытством. Но никаких сенсаций не произошло. Я без каких-либо проблем легко вписался в новый коллектив, который на самом деле был совсем не простой. Как я и ожидал, новые однокашники существенно превосходили меня в плане общей образованности гуманитарной направленности, широты интересов и светской осведомленности. С точки зрения провинциального юноши они для меня предстали в виде столичной элиты. Это сыграло положительную роль, и мне захотелось заняться гуманитарным самообразованием. Саратовские театры, филармония и консерватория предоставили мне эту возможность.

Что касается естественнонаучных знаний, то я быстро понял, что в Пугачеве мне очень повезло с учителями. По физике и математике я ни в чем не уступал лучшим из нашего класса. Думаю, что это во многом помогло моему безболезненному и достаточно быстрому вхождению в новый коллектив. Уже к концу второй четверти я чувствовал себя своим среди учеников, у меня появились товарищи и подруги по классу, и жизнь в новой школе в психологическом отношении для меня ничем не отличалась от прежней школьной жизни.

Не перестаю удивляться, как мне в жизни везло с замечательными учителями в школе, где бы я ни учился, затем в университете, после окончания СГУ! В первом классе 69-й Саратовской школы моей учительницей была Александра Александровна (фамилию, к сожалению, не помню). Она привила любовь к учебе и внушила мне, первокласснику, что надо добросовестно учиться, ежедневно доказывая самому себе, на что ты способен. В начальной школе в Пугачеве моей учительницей была Мария Никитична Дубовицкая, из потомственных русских интеллигентов дореволюционной России. Я не знаю, что было более важным, ее прекрасное знание предметов или ее личность, человеческие качества. Само ее присутствие вызывало стремление быть лучше. После окончания начальной школы я перешел в среднюю школу № 1 в Пугачеве, и моей классной руководительницей оказалась старшая сестра Марии Никитичны, Роднова Капитолина Никитична! Она вела у нас уроки литературы. Как-то пригласила меня к себе домой и в мягкой форме покритиковала меня за книги о войне, которые я читал с увлечением. Вот, говорит, почитай Джека Лондона тебе, несомненно, понравится. С тех пор я начал читать классику, постепенно увлекся художественной литературой. Думаю, что профессию физика я выбрал во многом благодаря моим школьным учителям в 9 — 10-м классах. В 9-й класс я перешел в другую пугачевскую школу, чтобы избежать 11-летнего среднего образования, которое в те времена вводилось в СССР. И здесь встретился с необыкновенной учительницей по физике Галиной Владимировной. Это была молодая женщина, в недавнем прошлом аспирантка физического факультета Ленинградского университета! Аспирантуру она не успела окончить — вышла замуж за летчика и оказалась в военном городке в Пугачеве. Занятия по физике она организовывала по университетской системе: вначале читала несколько лекций по законченной тематике, затем вела занятия по типу семинаров и в итоге устраивала зачеты в виде устных ответов или контрольной работы.

Согласитесь, что для школы вообще, а для уездного заволжского городка это весьма необычно. Результат был удивительным, весь класс обожал физику и старался это доказать делом. Однажды Галина Владимировна вызывает меня после очередной своей лекции и предлагает принять участие во Всесоюзной заочной олимпиаде по физике. Не помню точно, сколько нужно было решить задач. Но одну задачу я запомнил, так как спустя два года я решал ее на семинаре по физике в СГУ. Это была задача о спутнике, который надо запустить так, чтобы он висел неподвижно над Землей. Я решил все задачи и направил работу по указанному адресу. Ответ из оргкомитета олимпиады нашел меня уже в Саратове спустя год. Я получил диплом победителя олимпиады, заняв одно из призовых мест.

В 10-м классе огромное влияние на меня оказал наш учитель физики Владимир Борисович Шахматов. Он был поистине незаурядной личностью во всех отношениях. Это выражалось во всем, от глубокого знания преподаваемой науки до внешнего вида и отличительных манер общения и поведения. Его уровень никак не укладывался в стандартный, хотя и достаточно высокий общий уровень преподавательского коллектива. Это был профессор университета, волею судьбы оказавшийся в школе. Несколько позже мне многое прояснилось. Он был из «бывших», о чем, в частности, свидетельствовала его фамилия. Как и многие в нашей многострадальной стране, он не смог сделать карьеру ученого-физика в Саратовском университете по причине происхождения. Слава Богу, что не попал в сталинские застенки, а просто перешел на работу в школу. Тем не менее, его внешний вид (интеллигентная бородка, очки), уверенность в себе и во всем, что он делал, не позволяли ни на минуту сомневаться в том, что перед вами истинный русский профессор. Владимир Борисович, также как и моя учительница в Пугачеве, предпочитал университетскую методику преподавания физики. Он поначалу вовсе не обратил никакого внимания на то, что в классе появился новый ученик. Но очень быстро оценил мои способности и уже через два-три месяца стал поручать мне вести лабораторный практикум для учеников нашего класса. Под его присмотром, разумеется. Отец мое предложение одобрил и обещал поехать со мной вместе на вступительные экзамены. Как это часто бывает, в жизнь вмешалась очередная случайность. Отца под видом специалиста по черному дереву направили во Вьетнам с кем-то воевать с использованием вертолетов. Командировка была на неопределенный период, и я понял, что решение должен принимать и осуществлять самостоятельно.

В мае занятия завершились, и в июне мы сдавали экзамены на аттестат зрелости. Я все экзамены сдал успешно и был представлен к награждению золотой медалью за отличную учебу. Особо отмечу, что из нашего класса восемь учеников получили золотые (4) и серебряные (4) медали. Представить себе в наше время, что новый ученик из провинциальной школы, проучившийся всего один год, будет награжден золотой медалью в Саратове, просто невероятно. Но в то время повсеместная коррупция еще не развилась до раковой опухоли на теле нашей страны, и такое было возможным. Свои медали мои однокашники подтвердили на практике.

На снимке: Ученики 7 класса СШ №1 г. Пугачев, 1958 год (в центре – классная руководительница Капитолина Никитична Роднова; я – пятый слева в верхнем ряду)

Вам на заметку:

Хотите знать где искать работу? Конечно же на указанном сайте! На нем вы найдете не только рекомендации по поиску, но и прямые предложения от работодателей.