На прошлой неделе в здании районной администрации состоялось совещание руководителей учреждений образования. Заместитель главы Пугачевского района по социальным вопросам Л. Новикова вынесла на обсуждение вопрос о переходе всех школ и детских садов на автономную систему управления. Перед собравшимися выступали сама Новикова, начальник управления образования Е. Рощина, юристы.

Rekefhyjcnm

Говорили о плюсах перехода на новую систему.  Автономные учреждения, якобы, получают все причитающиеся им бюджетные деньги сразу, единовременно в начале года. В то время как казённые финансируются поквартально и по строго определённым статьям. Автономные сами определяют, на чём они могут сэкономить и куда направить основные суммы. Автономное учреждение создаёт дополнительные возможности, в том числе и для эффективного оказания платных образовательных услуг. Само же образование (обязательная программа, стандарт)  согласно Конституции РФ остаются бесплатными. И так далее, и тому подобное.

А теперь о грустном.  Пугачев не пионер в переходе учреждений образования в новый статус. Несколько лет назад руководители некоторых региональных и муниципальных образований говорили о том, как хорошо и выгодно для школ и садов перейти в автономку.

Со временем у школ с автономной системой управления начались трудности: сокращение субсидии и перебои с её начислением, отказы учредителей переводить эту субсидию на банковские счета, нескончаемые проверки и санкции налоговиков.
Вот, что рассказывает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ И. Абанкина:
«Школы, перешедшие за последние годы в статус автономных, оказались в тяжелом положении. Я часто сталкиваюсь с тем, что учредитель при расчёте субсидии для школы-АУ не включает в эту сумму содержание школьного имущества. В результате – администрация АУ должна сама заплатить за содержание школьного здания, за тепло и электроснабжение. Даже в «спящем режиме» (когда нет экстремальных ситуаций и имущественный комплекс нужно только поддерживать) эти расходы составляют 15–20% от всей субсидии, выделяемой школе. На возражения директоров чиновники обычно отвечают: «Платите сами, вы же автономны!» Многие муниципальные руководители образования до сих пор не поняли, что школа, перешедшая в статус автономного учреждения, остается муниципальной: за её имущество несёт ответственность собственник – муниципальное управление образованием.
Нет ни закона, ни распоряжения, ни приказа, по которому учредители заставляют школу-АУ содержать свое здание и даже делать ремонт. Напротив, есть чёткие требования к расчёту норматива: суммой, полученной в результате этих расчётов, должны обеспечиваться условия на осуществление образовательного процесса, на содержание помещений, оборудования, эксплуатационные расходы на школьные здания.

Автономные школы вновь заставляют открыть счета в казначействе. Делается это потому, что управление образованием желает контролировать расходование школьных средств. Когда субсидию для школы–автономного учреждения переводили ежеквартально на банковские счета, у директора этого АУ была возможность распределить деньги по собственному усмотрению: столько-то учителям, на коммунальные платежи, на содержание имущества, на зарплату преподавателям дополнительного образования.

Распределять финансы можно было и во времени: сегодня пришли средства субсидии, через два месяца придут деньги за дополнительные платные услуги и т.п. Школа могла управлять своими деньгами. Это была в чистом виде рекомендуемая Минфином «политика единого кошелька».

Напротив, субсидию, поступившую на счета в казначействе, нельзя потратить нецелевым образом. Если она предназначена на зарплату педагогам, из неё невозможно заплатить преподавателям дополнительного образования. Нельзя свободно перемещать эти средства со счета на счет.

Есть ещё один аргумент для перевода школьных счетов в казначейство. Учредитель желает следить за суммами, остающимися на счетах автономных учреждений. Он хочет знать, на чём сэкономило АУ. По банкам эти остатки ещё надо поискать, а в казначействе все они прозрачны!

Узнать сумму, оставшуюся на счёте школы, для многих руководителей образования очень важно. Раз у школы на счетах есть остатки, это значит, что школа на чём-то сэкономила. Вывод некоторых руководителей: значит, мы перечислили этой школе лишние средства. На следующий год они смогут урезать субсидию школе именно на эту сумму. Это, кстати, одна из причин, почему в российских регионах не работают программы энергосбережения.

Директора школ пожимают плечами.  «Зачем нам беречь электроэнергию? – говорят они. – Мы всё равно не сможем пустить высвободившиеся средства на оплату труда педагогов, на закупку нового оборудования. Мы сэкономим на электричестве, а на следующий год управление образования урежет нам субсидию на эту сумму.

В реальности сроки перевода субсидии для автономных и бюджетных учреждений уменьшаются. Всё чаще приходится встречаться с переводом субсидии раз в месяц. А это делает почти невозможным для школы осуществить какие-либо закупки по конкурсу. Согласно 94-му ФЗ школа-АУ должна осуществлять закупки по конкурсу. По закону никакое учреждение не имеет права объявить конкурс, если у него на счетах недостаточно средств, чтобы расплатиться с будущим поставщиком товаров или услуг. При ежемесячном доведении субсидии на счетах школы явно недостаточно средств. АУ придётся ждать несколько месяцев, пока на счетах не накопится нужная сумма. Само проведение конкурса: его объявление, ожидание поданных заявок, подведение итогов, заключение контракта – занимает, как это было много раз подсчитано, не менее двух месяцев. В среднем – четыре месяца. Стартовать можно только со средствами на счетах. И школа, вместо того чтобы объявлять конкурс, вынуждена принимать то, что ей предлагает департамент образования: например, воспользоваться услугами созданного учредителем муниципального агентства. Возможно, она никогда не обратилась бы к этому агентству. Но ей не оставили выбора. По сути, в тех условиях, в которые их сейчас поставили, многие школы лишились своей автономии. Часто АУ жалуются, что по некоторым позициям их положение значительно хуже, чем у бюджетных учреждений своего региона».

Это только малая толика проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения с автономной системой управления. Администрации района перевод  выгоден. Меньше ответственности остается ей, больше ответственности ложится на плечи директоров школ и заведующих детскими садами. С долгами рассчитываться, тоже придется  садам и школам.

На совещание не пригласили ни представителей СМИ, ни общественность. Вопрос слишком  щекотливый. Как может заработать учреждение образования? Только на родителях, которые, естественно, начнут возмущаться и писать жалобы. Местной власти в лице мадам Новиковой не с руки светиться в этой теме. К власти и так нет доверия у граждан. Поэтому все кулуарно, только для посвященных, без лишних глаз и ушей.

Чем грозит переход на автономную систему управления образовательных учреждений для школьников, воспитанников детских садов и их родителей, мы поговорим в одной из следующих публикаций.

С. Вершинин