Малокомплектная школа на селе не раз становилась предметом споров чиновников. Одни говорили о её нерентабельности и необходимости закрытия, другие – о всемерной поддержке школы как  культурного центра села. Если подумать, школа на селе часто оказывается фактором, удерживающим его  от вымирания. Бобровому Гаю повезло. В башкирском поселении численностью 150 человек начальную школу не закрыли, хотя в ней было всего около 12 учеников. Учитель Танзиля Мухамедьяновна Байсалямова –  известный в районе  человек. Отличник народного просвещения, она одна из немногих, кто  награжден  знаком Губернатора Саратовской области «За любовь к родной земле».

Doc1

Танзиля была старшей из пятерых детей максютовского фронтовика Юсупова. В 17 лет он ушёл на фронт. Семья трижды получала на него похоронки, а он выжил вопреки всем прогнозам врачей, даже после последнего осколочного ранения в грудь навылет. Вернулся в Максютово в 1947году с орденом, женился, работал в колхозе до самой пенсии. Его избранница, Залифа Галимова, родом из Боброва Гая, дочь репрессированного за веру во времена религиозных гонений, что само по себе говорило о мужественности его выбора. Свою дочь-первенца они назвали Танзиля, что в переводе с арабского означает «ниспосланная свыше». Танзиля с раннего детства видела перед собой пример самоотверженности родителей в желании дать детям то, чего сами были лишены. Отец был мастер на все руки – шил обувь, мастерил игрушки, самокаты на зависть соседским ребятишкам. Мечтал дать всем образование. Училась Танзиля на «отлично» и десятилетку окончила в Рахмановке с одной четвёркой, но серебряных медалей тогда не давали, наградой стала туристическая поездка по городам страны. Москва, Ленинград, Прибалтика – впечатлений хватило на всю жизнь. В школе была бессменной пионервожатой, малыши от неё не отходили – выбор ей Вольского педучилища им. Панфёрова был предопределён. Два года работала в начальной школе Максютова, поступила заочно в пединститут на факультет педагогики и методики начального образования.

В 19 лет пришла любовь – вышла замуж за Амерхана Байсалямова и уехала с ним в Бобров Гай. Семья мужа жила трудно: отца уже не было в живых, из семерых детей только старший был на своих ногах, Амерхан – второй, им с Танзилёй и пришлось поднимать всех остальных, когда умерла мать. В 1972 году появился на свет сын Анвар, через два года дочь, но времени на своих детей не хватало – всё отдавала чужим, которые стали для неё родными.

Тридцать семь лет проработала Танзиля Мухамедьяновна в начальной школе.

Для кого-то сегодня инновационные образовательные технологии – дань моде, а для неё это был единственно возможный метод работы. В малокомплектной школе не обойтись без идей коллективного способа обучения, разновозрастных объединений, без творческих проектов и коллективных творческих дел. По молодости студентка-отличница часто открывала вузовские лекции, искала решение проблем, но скоро у неё сложилась своя система работы, которой она охотно делилась с коллегами. Её секрет прост: люби каждого ученика, научи его брать знания об окружающем мире и жить среди людей в согласии с вечными ценностями. Она не просто учила читать, писать и считать, она учила детей любить свою малую родину и близких. Коллеги оценили её мастерство, когда она стала руководителем кустового методического объединения учителей начальных классов при Жестянской средней школе. Заседания секции были интересны и познавательны, на них молодые учителя открывали тайны своей профессии. Ученики всегда подтверждали свои успехи и обожали свою учительницу. Девять выпускников продолжают её дело – учат детей в младших классах и работают воспитателями в детских садах, пошла по её стопам и дочь – она учитель иностранного языка в Жестянке.

Танзиля Мухамедьяновна смолоду была лидером, умела повести за собой. Это она заразила всех в Бобровом Гае историческим краеведением, считая, что лучшее воспитание – не словом, а делом. Начала с бесед со старожилами, которые рассказали о жестоких боях рядом с селом в Гражданскую войну. Организовала разновозрастной поисковый отряд и отправилась с ним на раскопки. Правдивость рассказов стариков подтвердилась: нашли много гильз, винтовку, штык от неё, полуистлевшие предметы военного быта. Организовали в школе уголок краеведения. В следующий раз нашли старинные монеты, украшения, предметы быта. Появилась идея школьного музея, которой ребята буквально заболели, и скоро их бабушки и дедушки повынимали из сундуков и с чердаков свои предметные воспоминания о старине, с которыми было жаль расставаться, отдали раритеты в школу. В комнате-музее уроки по предмету «окружающий мир» и воспитательные мероприятия были яркими и наглядными.

С 1957 года в башкирском селе не велось преподавание родного языка, дети знали его только на разговорном уровне. Танзиля Мухамедьяновна добилась разрешения и с 1990 года стала вести факультативно башкирский язык, пройдя в Уфе курсы повышения квалификации. Родители детей были благодарны ей за то, что она ненавязчиво возродила в школе национальные традиции, приучала детей любить родную землю, устраивала встречи поколений, где школьники знакомились с национальной культурой и впитывали в себя уважение к старшим и законам предков. Она наладила тесную связь с соцработниками, и теперь все мероприятия для пожилых односельчан и гостей проходили непременно с их участием. Мероприятия для детского сада воспитывали ответственность за младших.

Неудивительно, что, когда Пугачёвский район в 1999 году представлял национальные культуры Поволжья на ассамблее в Саратове, башкирскую культуру представляли соцработники Бобрового Гая и их консультант и идейный вдохновитель Т. М. Байсалямова . Эта делегация признана самой самобытной и отмечена грамотой. В том же составе и с той же юртой и кухней они ежегодно принимают участие в праздновании Сабантуя в Пугачёве.

Учительскую работу всегда приходилось совмещать с общественной. Была и пропагандистом, и депутатом местного совета, до 1990 года депутатом районного совета. Уважаемый в селе человек, без которого до сих пор не обходится ни одно мероприятие. Уйдя на пенсию в 2005 году, она по-прежнему пропадает в школе, в своём детище – музее краеведения и национальной культуры, с открытием мечети – в центре мусульманской культуры, помогая приобщать детей к религиозным ценностям. Байсалямовой доверили быть казначеем мечети, и к этой работе она относится так же ответственно, как и к учительской. У неё шесть внуков, ожидая которых, бабушка украшает свой двор пластиковыми фигурками и растениями: пусть подольше жизнь радует их яркими красками.

Л. Шепелева
На снимке: Т. М. Байсалямова на башкирском празднике