Популярный актер театра и кино, режиссер Михаил Ефремов интервью дает нечасто. В основном столичным изданиям. Его день расписан по минутам: съемки, постановки, встречи. Но для наших читателей Заслуженный артист России нашел время и сегодня на страницах газеты Михаил Олегович отвечает на вопросы «Пугачевского времени».

– В боевых искусствах есть понятие – разгон психики.  Искусственно созданный эмоциональный подъем, снятие рамок – необходимое условие победы в настоящем бою. Каждая Ваша роль – за рамками. Если актерская профессия для Вас сродни поединку, то с кем?

– Я не думаю, что актерская профессия для меня сродни поединку. Просто у меня такая психофизика, амплуа неврастеника. В детстве я научился этим пользоваться, потом перенес умение в профессию. Роли болезненно-нервных, неуравновешенных людей, легко поддающихся различным влияниям и настроениям, находящихся в состоянии острого душевного кризиса органичны моему внутреннему состоянию.

– Вы – человек, с принципиальной гражданской позицией. Это понятно из Вашего интервью «Новой газете». В связи с этим вопрос. В нашем небольшом провинциальном городе когда-то было производство. За последние пятнадцать лет производств, практически, не осталось. Город превратился в «купи-продай». Самоубийства, преступления на фоне бытового пьянства давно никого не удивляют. Человек, при котором весь этот развал случился, снова видит себя в кресле руководителя района, планирует выиграть предстоящие выборы. И ведь выиграет – способы есть. Как Вы думаете – это система такая или люди?

– Смелость говорить то, что ты считаешь правильным, приходит с ощущением себя свободной личностью. Страх перед властью у нас на генетическом уровне. Когда в 2003 году, президент Путин вручал мне государственную премию, я ведь тоже сказал ему совсем не то, что хотел. То, о чем Вы говорите, происходит по всей стране. Мне кажется, что это не развал, а необходимая плата за семьдесят с лишним лет нахождения у власти коммунистической партии. Неконкурентоспособные производства в условиях рынка исчезают. Хотя, под раздачу могут попасть и вполне рентабельные предприятия. Тут уже дело в чистоплотности и порядочности должностных лиц. Что касается вашего случая, то если главный чиновник состоит в партии власти, то нет никаких сомнений, что выборы он выиграет. Есть административный ресурс, наработан опыт проведения избирательной компании.

– Однажды, в разговоре, актер Геннадий Венгеров назвал Вас своим учителем, несмотря на то, что Вы однокурсники. А кто был Вашим учителем, или кого Вы считаете таковым?

– Помимо своих родителей, дедушек и бабушек, своим учителем я считаю великого русского актера и режиссера  Андрея Алексеевича Попова. Помните фильмы «Учитель пения», «Сватовство гусара»? Кстати, Андрей Алексеевич – сын замечательного мастера театра и кино Алексея Дмитриевича Попова, рожденного в Николаевске, ныне – Пугачеве. Мир тесен.

– Никита Высоцкий рассказывал, что Вы помогаете ему пропагандировать творчество его отца, Владимира Семеновича Высоцкого. Это дань уважения великому поэту или просто помощь старому другу? И еще на эту тему. Ваше отношение к фильму, который сейчас снимается по сценарию Никиты Высоцкого об отце?

– С Никитой мы дружим со студенческой скамьи, хотя познакомились еще в детсадовском возрасте. Владимир Семенович для меня – это великий актер, голос страны, душа общества и совесть нации. Простите за пафос. Так что здесь – и то, и другое. На счет фильма. Первый вариант сценария мне понравился. Вообще, я бы не хотел комментировать картину до выхода ее на экран.

– Все знают Вашего отца, режиссера и актера Олега Николаевича Ефремова. Но очень мало известно о Вашей маме, замечательной актрисе, лучшем педагоге страны по сценической речи Алле Борисовне Покровской. Все невольно ищут в Вас сходство с отцом, а какие черты характера Вам передались от мамы?

– Как раз с отцом у меня только внешняя схожесть. Олег Николаевич Ефремов не был неврастеником, скорее  романтическим героем. Органика у меня от мамы. Мой дед по ее линии, оперный режиссер Борис Покровский тоже обладал парадоксальным мышлением и достаточно нервной энергетикой.

– В актерской среде существует выражение: «Не по таланту пьешь!» У Вас все с точностью до наоборот. Вы как считаете, пьянство, применительно к таланту – это распущенность или нечто другое?

– У всех по-разному. Для кого-то алкоголь, это бегство от реальности, возможность забыться, для кого-то, наоборот, получение дополнительных, положительных эмоций. Человек существо неповторимое и общего знаменателя тут быть не может. А у нас, как всегда, подвели черту – алкоголь, это плохо. Глупость. Словами поэта: «У каждого своя колея».

– Вы верите в искренность людей искусства, которых все чаще можно наблюдать в качестве депутатов на заседаниях Государственной Думы?

– Опять же, все зависит от человека. Иосифу Давыдовичу Кобзону – верю, ведущему передачи «Моя семья» Валерию Комиссарову – нет.

– Однажды Вы очень жестко ответили режиссеру Н. Михалкову на отказ Вас снимать. В связи с этим вопрос: существуют для Вас в кино авторитеты или нет?

– Эти слухи распространяют актеры Юрий Стоянов и Сергей Гармаш в качестве хохмы. На самом деле с Никитой Сергеевичем у меня очень добрые и уважительные отношения. Снимать он меня не отказывался, просто не совпало по срокам. На тот момент  я был задействован в трех или четырех других проектах. Авторитеты, несомненно, есть. Это и тот же Михалков, и Петр Ефимович Тодоровский, кого-то могу сейчас просто не назвать. Их очень много.

– В одном из интервью Вы сказали, что театр для Вас, помимо всего прочего, это философское постижение жизни. А что для Вас кино?

– В кино, помимо возможности заработать, привлекает знакомство с новыми, талантливыми, интересными людьми. Это единственное объяснение тому, почему я этим занимаюсь.

– Михаил Олегович, чтобы Вы хотели пожелать читателям “Пугачевского времени”?

– Терпения и веры!

Вопросы задавал С. Аристов