1 стр

В гостях у «Пугачевского времени» атаман Перелюбского станичного казачьего общества  Саратовской области подхорунжий Петр Андреевич Подгорнов

– Петр Андреевич, расскажите о себе.

– Родился и вырос в Перелюбе. Мама – библиотекарь, отец – электрик. После школы учился в Саратовском кулинарном колледже, работал в лучших ресторанах Саратова. Срочную службу проходил в бригаде спецназа ГРУ. Два года назад мне было предложено организовать казачье формирование в Перелюбе. Я согласился.

– Как Вы пришли в казачество, по приказу или по зову сердца?

– Я с детства был неугомонным. Мне все было интересно, все хотелось попробовать. Играл в баскетбол, занимался борьбой, в театральном кружке, танцевал. Однажды, когда мы разучивали казачий танец, во мне что щелкнуло, я понял – это мое. Такое внутреннее состояние сложно объяснить словами. Начал копаться в родословной. Отец родом из Ивановки Ивантеевского района. Весь род жил там испокон веку. Достоверной информации нет, но, по рассказам стариков, Ивановку основали беглые казаки. Так что думаю, казачья кровь во мне течет.

В 2007 году, во время учебы в Саратове, вступил в атаманскую сотню Саратовского отдела Волжского войскового казачьего общества. С тех пор душой и сердцем казак.

– Не секрет, что отношение к сегодняшнему казачеству двоякое. Кто-то откровенно посмеивается, считая казаков «ряжеными», кто-то считает, что это достойное дело, возрождение культурных традиций. Какое отношение к казакам в Перелюбе?

– Потешные войска молодого царя Петра I, над которыми смеялись и считали ряжеными, стали основой русской гвардии. Если оставить атрибутику – лампасы, нагайки, то понимаешь, что основу жизненного уклада казака составляла духовная идея, которой казачество всегда оставалось верным и служило ей вопреки всем внешним условиям и обстоятельствам. Казаки всегда устанавливали на территории своего проживания закон справедливости. Это то, чего сегодня нет в нашем обществе. Народ разобщен. Забыто то время, когда на помощь соседу приходила вся деревня. Сегодня каждый сам за себя. Главной задачей я ставил объединение под казачьей идеей всех неравнодушных к судьбе района. Многие, в том числе и власть, поначалу отнеслись к этому скептически. Сейчас у нас в станице 50 казаков. По десятку казаков в соседних хуторах. Охраняем порядок на улицах, взаимодействуем со службой наркоконтроля, пограничной службой, полицией, МЧС и ФСБ. Мы единственные, кто ведет военно – патриотическую работу среди подрастающего поколения. Клуб «Казачья вольница» посещают ребята с седьмого по одиннадцатый класс и студенты. С ними занимается батюшка, отставные военные, ветераны МВД. Раз – два в неделю регулярно проводятся всевозможные спортивные мероприятия, походы, экскурсии. В планах организация казачьего ансамбля народных инструментов и танцевального коллектива.

Когда к нам подходят односельчане и благодарят за то, что вечером можно без страха прогуляться по улицам, понимаешь, что мы все делаем правильно. Полная поддержка и взаимопонимание со стороны местной власти. Откровенничают, говорят, не ожидали, что казачество получит здесь такое развитие. Много прошений о вступлении в казаки. Но у нас отбор жесткий – два года испытательный срок. Основные требования: православный, если взрослый, то обязательно с Армией за плечами. Молодых ребят смотрим, чтобы дух был, желание искреннее. А вредные привычки – ерунда, перековываем быстро.

– Петр Андреевич, казачество – это не только служба, но и свой, характерный уклад жизни. Без знания традиций нет настоящего. Какая работа проводится в этом направлении?

– Казак без веры – не казак. Жизнь казака в быту строилась на православных законах. Почитай отца и мать, уважай старшего, не воруй, не завидуй… Очень многое нам рассказывает батюшка, он был в миру учителем истории. Исключительно образованный, начитанный человек, часто бывает в Краснодарском крае, общается с кубанскими казаками, потом делится с нами впечатлениями. У нас живут несколько потомков уральских казаков. Им тоже есть что вспомнить из рассказов дедов и прадедов.

– В чем заключается ваше сотрудничество с пограничной службой?

– Перелюбский район приграничный. С помощью казаков пограничникам удалось существенно нарастить плотность охраны границы. Любой казак, проживающий на территории Перелюбского района, согласно соглашению между нами и пограничниками, считается на государственной службе. Казак обязан сообщить о появлении в приграничной зоне подозрительных лиц, транспортных средств с незнакомыми номерами и так далее. Сбор информации обо всем, что происходит в приграничье, позволяет пограничникам правильнее оценивать обстановку. Казаки осуществляют гласную предупредительно-профилактическую работу среди местного населения по недопущению правонарушений, разъяснению гражданам правил режима государственной границы и пограничного режима.

– Какие у вас взаимоотношения с казаками соседних станиц?

– Самые тесные с пугачевскими казаками. Они принимали участие в рейде по проверке нарушений паспортного режима по линии УФМС в нашем районе, приезжали к нам на присягу. Пугачевская станица существует четыре года, иногда обращаемся за советом по каким-то вопросам. Взаимовыручка у казаков на первом месте. Если возникнет необходимость – приедем в Пугачев по первому звонку, так же как и пугачевцы к нам. На последнем Совете атаманов наказным атаманом Ивантеевской станицы назначили Николая Александровича Родина, человека ответственного и принципиального. Будем сотрудничать с ним. У нас здесь получается полноценный казачий юрт – Ивантеевка, Перелюб, Пугачев.

– Перелюбский район многонациональный. Как складываются отношения у казаков с представителями национальных диаспор?

– «Семья народов» благополучно живет при условии, когда каждый с уважением относится к культурным традициям, историческому наследию и укладу народов, населяющих территорию. Эту нехитрую истину мы проводим в жизнь. Представьте, получается. атаманы

 

Вопросы задавал С. Ковальский

На снимке: (вверху) атаман П.А. Подгорнов; (внизу) Совет атаманов, Саратов, июнь 2013г., (слева направо): наказной атаман хуторов Натальин Яр, Тараховка, Кацуба Перелюбского станичного казачьего общества А.С. Пицик, атаман Пугачевского станичного казачества, хорунжий О.Б. Тенькаев, наказной атаман станицы Ивантеевской Н.А. Родин