Депутат Госдумы В. Сысоев подготовил запрос вице-премьеру О. Голодец с просьбой рассмотреть возможность возвращения в школьную программу по русскому языку речевого этикета, который использовали до революции 1917 года. По его мнению, введение старых правил уважительного  отношения повысит моральный облик общества.

«Речевой этикет до революции отличался строгими правилами и имел собственную грамматику. Например, «мама» и «папа» писали с большой буквы. Основными этикетными жанрами являются приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение», — заявил парламентарий. Он подчеркнул, что характерные для дореволюционного этикета обращения несут в себе уважение, которого лишён сегодня русский язык.

«Пугачевское время» обратилось к педагогам города с просьбой прокомментировать инициативу народного избранника. Вот, что нам ответили.

ghjk

Е. А. Сенновская — заместитель начальника управления образования:

— Во-первых, я не считаю, что в русском языке этикетные обращения лишены уважения, есть вполне культурные слова, только мы их не всегда используем. Согласна, что у нас нет общеупотребительного обращения к незнакомому человеку на улице. Слова женщина, мужчина говорят о недостаточной культуре человека, нам предлагали слова сударь и сударыня, но их возможно употребить не во всякой ситуации, можно использовать слово уважаемый. Но ведь называть незнакомого человека на улице или в транспорте вовсе не обязательно, можно начать разговор с этикетных формул: будьте любезны, будьте добры, извините, простите.

Над культурой речи, конечно, нужно работать, и мы работаем. И в программе по русскому языку есть такие темы, кстати, есть они во всех классах, вводить отдельный курс не имеет смысла, может, стоит больше уделить этому внимания во внеурочной деятельности. Во-вторых, «возродить порядок обращений, как это было в Российской империи» означает вернуть разделение на сословия. Тогда существовали обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп,  сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. Господин депутат предлагает возродить порядок обращений в школе. Это как же ученик должен называть учителя – господин учитель, госпожа учительница? И уважение вернётся? Нет, у нас сейчас очень удобная форма обращения – по имени-отчеству. И уважительно, и культурно, и нет стены отчуждения.

Мы так давно добивались в школе отношений сотрудничества между учителем и учениками, а теперь разрушим их, став «господами» и подчеркнув своё превосходство? Уважение ведь тоже нужно заслужить. Можно произнести имя и отчество с любовью, а можно слово «госпожа» с вызовом, а то и с ненавистью.

Е.Б. Киселёва, учитель начальных классов СОШ №2:

— Если говорить о воспитании культуры поведения, а речевая культура – её часть, то речь нужно вести не о каких-то курсах этикета, это мы всё уже проходили, и не раз, были и курсы социальной этики. Говорить стоит о культуре взрослых, о культуре в семье. Всё идёт из семьи, и уважение к учителю в том числе, и никакими этикетными словами мы это уважение не воспитаем, если мама и папа говорят об учителе неуважительно. Время меняется, это раньше на селе перед любым учителем все шапку снимали, старший по возрасту незнакомый человек мог сделать замечание подростку и даже наказать, дёрнув за ухо, а сейчас за это могут посадить.

Общество развивается, и язык развивается. Зачем оглядываться на Российскую империю и её этикет? Нужно жить в ногу со временем. Не появится большего благоговения к матери и отцу, если мы изменим орфографию и будем писать слова мама и папа с большой буквы. В некоторых семьях и в советские времена обращались к родителям на «вы», но это было действительно уважение и непререкаемый авторитет, в школе этому не учили, а если родители пьют, курят и сквернословят, то отношение к ним будет соответствующее.

Нагружать школу какими-то курсами этикета считаю несерьёзным, программа и так перегружена, часы на них просто невозможно изыскать, при пятидневке в неделе 23 часа, из них три часа на физкультуру, два часа на иностранный язык.

М.Б. Мартынова, учитель русского языка и литературы СОШ № 3:

— Не очень понятен замысел. Господин депутат собирается вернуть этикет Российской империи? Или уважение к учителю, маме и папе? Кстати, не слышала, что до революции слова папа и мама писали с большой буквы, если только отдельные граждане писали в личных письмах, чтобы выказать особое отношение. Если вводить регламентированный порядок обращений в школе, нужно очень хорошо всё продумать. Если в военных заведениях регламент узаконен: курсант Иванов, сержант Петров, кадет Сидоров, товарищ майор и т.д., то в школе, думаю, это излишне, иначе придётся придумывать какие-то чины.

Разве кого-то не устраивает обращение к ученику по имени или фамилии, а к учителю по имени-отчеству? В старших классах учителя часто обращаются к ученикам на «вы», это уважительно, это достойно, обеспечивает дистанцию. Обращение на «ты» как бы убирает дистанцию, появляется что-то родственное в обращении, семейное, упрощённое. Что лучше, что хуже – каждый выбирает сам, регламент обращений внесёт официоз. Не уверена, что это вернёт уважение.

Дореволюционные обращения в любом случае не пойдут, их надо адаптировать к современным условиям. А насчёт программ по речевому этикету, программы и так прибавляются, а где взять на них учебное время? В 9 классе ввели устный экзамен по русскому языку, а когда к нему готовить, если русского языка — где три, где четыре часа в неделю? Если ещё и этикет введут, когда же программу по орфографии и пунктуации проходить? У нас уже модно стало считать, что учителя недорабатывают, каждый старается ещё чем-нибудь их нагрузить.

Материал подготовила Л. Шепелева