Это место тысячу лет назад приметили башкиры. Здесь во время кочевий они перегоняли через реку скот. Перекаты были выше и ниже по Иргизу, но только в этом месте известняковое плато выходило почти на поверхность, было широким и удобным для перехода. Потом брод отошел лучникам Чингиз — хана. Они и построили в створе переправы свой городок с мечетями, караван-сараем, глинобитными саклями. Средневековый город стоял на степном шелковом пути и потому был оживлен и известен. Тем не менее, время потеряло его название. Узнать, какое имя носило поселение, практически невозможно.

Город простоял два века, а когда Золотая орда распалась, а торговый путь опустел, люди покинули глинобитные улицы. По броду по-прежнему переходили башкиры, коренные жители, со своим бесчисленным скарбом и стадами скота.

Существует легенда, что в 1391 году Тамерлан, разбив Тохтомыша, потомка Чингиз-хана, всего в 150 километрах отсюда, перевез по броду своих павших эмиров и похоронил их на месте нынешнего Пугачева.

Русские начали селиться на Иргизе в середине восемнадцатого века. Вид у местности тогда отличался от нынешнего. За рекой рос густой лес. Его вырубили в конце позапрошлого века.

Первые русские начали компактно селиться возле знаменитого брода, образовали слободу. Перекат стали использовать не только как переправу, но и приспособили его под организованный сброс воды, который давал механическую энергию. С этого момента, с 1808 года, на водоразделе появилась небольшая мельница. Весной, после половодья, для мельницы устраивали плотину из хвороста и грунта. Мельница обеспечивала потребности в муке и крупе жителей слободы и окрестных сел.

В 1880 году вольский купец Лука Петрович Волковойнов поселился в слободе, облагородил брод, построил на перекате плотину, которая в первозданном виде простояла сто лет. Тело плотины было выполнено из ряжей, то есть бревенчатых ячеек, засыпанных песчаным балластом. У новой плотины купец построил двухэтажную водяную вальцовую мельницу. Вальцы перемалывали пшеницу в крупчатку, которую Лука Петрович вывозил в Уральск. Производительность этой мельницы достигала 250 тысяч пудов в год.

В 1898 году вместо этой водяной мельницы Волковойнов построил четырехэтажную каменную пароводяную мельницу.

Пароводяная мельница была первым крупным предприятием Николаевска. К началу XX века в городе существовали 18 промышленных производств. Все они давали продукции в год на 420-450 тысяч рублей, из них 400 тысяч рублей приходилось на мельницу Волковойнова.

Мукомольное дело Волковойновых переходило в течение трех поколений от отца к сыну. Когда умер внук Луки Петровича — Владимир, дело перешло к его жене Наталье. Она не только успешно вела хозяйство. В 1905 году барыня построила парк, который жив поныне. В разные времена он назывался по разному: «Городской сад», парк им. К. Маркса, парк им. В.И. Чапаева.

Иван Владимирович Волковойнов наследства уже не получил. Мельницу большевики национализировали, но с владельцем мельницы обошлись гуманно. Волковойнов уехал из Пугачева но, как его отец и дед, работал в мукомольной промышленности, кажется в городе Куйбышеве. В настоящее время потомки купцов Волковойновых живут в Москве и состоят в переписке с Пугачевским краеведческим музеем.

В годы гражданской войны и разрухи мельница бездействовала. Только в 1926 году здесь был начат помол на одном помольном полу. Однако производство не получило развития. В 1929 году все технологическое оборудование было демонтировано и отправлено в Самару — губернский центр. Только в годы Великой Отечественной войны на половине первого этажа была установлена крупорушка. Райпромкомбинат производил здесь пшено.

Здание мельницы после войны пытались приспособить под птицефабрику, но дело не пошло. Потом было решено отдать корпус горпромкомбинату. До перестройки здесь был швейный цех. В конце 80-х годов производство было ликвидировано. Здание вновь оказалось невостребованным. Постепенно оно пришло в упадок.

А с плотиной произошла такая история. В 1972 году в начале паводка было решено сделать проран ближе к городской стороне. Проран сделали, но это привело к разрушению ряжевого ряда плотины. В июле того же года проран забили каменными глыбами.

Как только был введен в строй действующих автомобильный мост через Иргиз, плотину отсыпают для пешего перехода в парк.

Материал подготовлен по архивам А.К. ЖУРАВЛЕВА