В гостях у «Пугачевского времени» педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества, художественный руководитель клуба «Железнодорожный» Татьяна Владимировна Шадчина.

Шадчина

— Как вы работаете с учениками? Расскажите, пожалуйста, о вашей методике.

— Зачем изобретать велосипед, когда есть проверенные временем способы обучения вокальному искусству. Это дыхательные упражнения, которые дают возможность организовывать дыхательный аппарат воспитанника, концентрировать все нужные движения диафрагмы, сосредоточиться на выработке легкого вдоха и выдоха без перебора воздуха. Помимо дыхательных упражнений, есть упражнения для формирования дикции, правильного интонирования и так далее.

— Помните своих первых учеников?

— Конечно. Это ребята из третьей школы, с которыми я работала в 1994 году в ансамбле «Синее небо» — Олег Король, Дима Федоров, Саша Шестаков. Мальчишки после школы поступили в военные училища, и там продолжали занятия музыкой.

— Можете ли с первых нот при прослушивании определить, что вам ждать от ученика?

— При первом прослушивании невозможно угадать, что из ученика получится. На это нужно время. Я считаю, что все дети талантливы. Задача педагога эти таланты раскрыть.

— Вы не просто преподаватель, но практикующий вокалист. Вы делитесь со своими учениками некоторыми профессиональными секретами: как петь так, чтобы тебя было интересно слушать, как правильно направить в микрофон звук, чтобы он хорошо и красиво шел в зал?

— Главное, на мой взгляд, создать комфортную атмосферу на занятиях по вокалу, снять у учеников зажатость и стеснение, придать им уверенность в себе. Когда преподаватель знает, чего хочет добиться от ребенка, и тот это чувствует, тогда все получается. Естественно, мне помогает то, что я сама выступаю на сцене и могу не только что-то объяснить теоретически, но и показать на практике.

— Пугачев богат на таланты. Расскажите об успехах ребят, с которыми Вы занимаетесь?

— Дети хотят заниматься музыкой. Это радует. Ребятишек у меня много. Большая поддержка идет от их родителей, бабушек, дедушек. Ежегодно мы принимаем участие во многих районных, городских, областных и всероссийских конкурсах. Например, Катя Жигалина заняла второе место, Даша Каурова третье, а Руслан Баев первое в региональном этапе Всероссийского конкурса «Звонкие голоса России». В этом году решили принять участие в международном заочном конкурсе-фестивале «Национальное достояние – 2014» в Чебоксарах.

— Как и почему Вы пришли в музыку? Где получали образование?

— У меня музыкальная семья. Папа играл на баяне и гармошке. Мама пела, у нее природный красивый голос. Я училась в музыкальной школе, потом окончила музыкально — педагогический факультет пединститута.

— Когда-то представители отдела культуры проводили отборы среди учащихся в школах, средне-специальных учебных заведениях с целью привлечения талантливой молодежи к участию в городских, районных, областных культурных мероприятиях. Сейчас эта система работает?

— Работает, хотя, может, не так эффективно, как в советское время. Тем не менее художественная самодеятельность в учебных заведениях и клубах дает много новых имен, которые с успехом выступают на городских и районных праздниках. Традиции живут.

— Раньше инструментальные ансамбли, духовые оркестры были практически в каждом учебном заведении, в организациях и на предприятиях. Сегодня этого нет. Некоторые объясняют это тем, что у молодежи теперь другие интересы. А Вы как считаете?

— В то время на приобретение музыкальных инструментов и звуковой аппаратуры на каждом предприятии выделялись немалые средства. Сейчас денег нет. Кризис. Думаю, что если бы было на чем заниматься, молодежь проявила бы интерес.

— В творчестве, наверное, как и в спорте, без участия в соревнованиях, в нашем случае в концертных программах, развития не будет. Достаточно ли, на Ваш взгляд, в Пугачеве площадок, на которых молодые исполнители могут проявить себя?

— Для города вполне достаточно. Это и летняя сцена в парке, мероприятия в клубах к каждому празднику, в городском Доме культуры, в Центре развития творчества детей и юношества, городские мероприятия на площади. Выступать есть где, было бы желание.

Вопросы задавала Е. Аристова