13

Просветительством в татарском поселке долгое время занимался первый учитель Муфтахуддин Войнов. Но более весомый вклад в образовательный процесс внес его сын Абдулгадий Войнов. Он получил образование в Уральске, в медресе повышенного типа и возвратился в Николаевск в 1916 году.
Молодой человек сразу приступил к созданию не духовной, а светской школы. Он организовал общество, уговорил татар собрать деньги на содержание школы. Общество установило ему оклад 25 рублей в месяц, оснастило класс мебелью и инвентарем. Абдулгадий — абы начал преподавать по-светски, как в русских школах Николаевска.

Но невежество всегда встает на пути светлого, доброго, разумного. Однажды агрессивно настроенные жители поселка выбросили из школы скамейки. Как-то глупцы увидели, что Войнов на уроках арифметики мелом ставит на доске плюсы между цифрами. В математических знаках невежды разглядели кресты — символы христианства и тут же обвинили учителя в ереси и вероотступничестве. Они не знали своей истории. Столичный золотоордынский Сарай, по утверждению современника, «сделался средоточением науки и родником благодатей, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусстников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не собиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его». И еще один момент. Хан Батый (Бату) был язычником, его сын Сартак — христианином, а брат Берке — мусульманином.

Но вернемся в Николаевск начала XX века. Новая власть не только оставила A.M. Войнова учителем татарской школы, но и дала ему директорскую должность. В марте 1919 года, когда белые взяли Уфу, оттуда приехал в Пугачев член Башкирского ЦК большевиков Зейнуллин. Он стал одним из ближайших помощников председателя уездной татаро-башкирской секции Г К. Давлетшина. И вот вскоре Зейнуллин вместе с членом секции местным татарином Хусяметдиновым собрал татар в школу на собрание.
Выступили Зейнуллин, Хусяметдинов и Войнов. Они говорили о том, что нового принесла в жизнь татар Советская власть. Политика политикой, но то, что Войнов не изучает на уроках Коран, многим не нравилось. В адрес учителя раздались угрозы. Тогда Войнов ушел с собрания и спрятался у знакомого, но кто-то его выдал.

За учителем послали Яфарова и Ягупова.

— Иди, тебя народ зовет.

Все могло кончиться трагедией, но Зейнуллин с помощью красноармейцев освободил учителя.
Голод 1921 года охватил все Поволжье. Голодали пугачевцы — русские и татары. Учитель Войнов вывез своих учеников в хлебный район страны, на Украину. Это не подвиг. Это поступок сильного человека.
На следующий год после голодовки крестьянское хозяйство стало поправляться. Тогда впервые заговорили о коллективном хозяйстве. Учитель A.M. Войнов, вместе со своим дядей Зиятдином Войновым, собрал сход. Войновы агитировали создать артель.

15 августа первая татарская сельскохозяйственная артель была организована. Назвали ее «Иргиз». Местные власти выделили артели пару лошадей, двести пудов семян, отвели участок земли. Дело пошло — был хороший урожай. Потом пригнали еще одиннадцать лошадей из Сибири. А в 1924 году коллектив артели соорудил плантацию с механической подачей воды. Возглавил первую татарскую артель Зиятдин Войнов. А его племянник — учитель продолжал заботиться о развитии образования в татарском поселке. Старая школа здесь была очень тесной.

Надо было строить новое здание. Войнов хлопотал насчет средств в Самаре. Оттуда отпустили деньги на строительство. Войнов собрал людей. На субботнике они сделали вертикальную планировку строительной площадки. В 1927 году в татарском поселке была открыта новая школа.