IMG 20

Сергей Николаевич Филиппов был из переселенцев, его семья в поисках лучшей доли осела в Клинцовке в конце девятнадцатого века. Сам он работал по найму, был дружен с Чапаевым, который в 1906 году плотничал с бригадой и строил церковь в их селе. Молодой Чапаев любил после работы за гостеприимным столом Филипповых петь вместе с ними народные песни. В империалистическую войну 1914-1917 годов глава семьи служил в звании унтер-офицера, а в Гражданскую воевал в полку «Красная Звезда», который был разбит белоказаками под Рахмановкой. Отчаянный побег из-под стражи спас Филиппова от расстрела. В мирное время возил ямщину (почтовые грузы). В годы коллективизации был бригадиром и заведовал складом зерна в колхозе, затем строил шоссейные дороги и мосты. В Великую Отечественную войну работал в сельсовете вплоть до смерти в августе 1942 года. Алевтина Сергеевна была десятым ребёнком в этой семье и помнит кристальную честность отца и уважение к нему односельчан. Помнит безграничную любовь матери, отдававшей все силы содержанию нехитрого хозяйства и воспитанию детей. После войны в живых остались только 4 дочери, остальные дети умерли в лихие годы революции, войн, голода. Две дочери с семьями жили в родительском доме, так что было тесно, но весело. Дружно жили, споро работали, слаженно пели. Трудолюбие, забота друг о друге, честность и порядочность в этой семье были на первом месте.

Войну Аля встретила четвероклассницей. Летом дети наравне с взрослыми работали на плантациях и в поле на прополке зерновых, помогали вести борьбу с грызунами, наносившими вред урожаю, в жатву собирали колоски, осенью заготавливали кустарник для отопления школы, а зимой очищали территорию от снега и помогали вдовам фронтовиков. Тимуровская работа была развита, как и художественная самодеятельность. Аля была одним из лучших чтецов в школе, солировала в хоре, играла в театральных постановках. В старших классах ей нравилось быть пионервожатой, а когда её избрали секретарём комсомольской организации, общественная работа поглотила всё свободное время. За отличную учёбу и активное участие в школьной жизни бюро райкома наградило её премией в 600 рублей.

Сомнений в выборе профессии по окончании школы не было: будет только учителем. Учёба в 11 педагогическом классе 3-й женской школы Саратова определила дальнейшую судьбу. Методику всех предметов вёл там В.А. Фортунатов, который заразил её страстью к созданию оптимальной модели урока. Она поняла, что главное в учителе не само знание предмета, а умение передать это знание ученикам. Это умение оттачивалось сначала в Краснополянской семилетней школе Омской области, а затем на практике во время учёбы в пединституте. По окончании института Алевтина Сергеевна работала в средней школе совхоза «Индустриальный» Екатериновского района.

В 1956 году Алевтина знакомится со студентом-медиком Вениамином Волокитиным, только отслужившим на флоте долгие 5 лет и поразившим молодую учительницу своей начитанностью, интеллигентностью и весёлым нравом. После свадьбы семья жила в Пугачёве, где Вениамин заканчивал обучение в медучилище, а его супруга преподавала русский язык и литературу. Муж поехал в Саратов поступать в медицинский институт, а Аля работала в Клинцовской средней школе сначала учителем литературы, а затем завучем. Её методическое мастерство было замечено в районо, куда Алевтину Сергеевну пригласили внештатным инспектором сельских школ. Инспектор не только проверяла работу коллег, но и учила их мастерству и показывала пример творчества. Уже тогда Алевтина Сергеевна была награждена Почётной грамотой областного отдела образования за подготовку победителей областного конкурса на лучшее сочинение и литературно — творческий журнал.

В 1963 году Вениамин с новеньким дипломом в кармане приехал в Пугачёвскую ЦРБ хирургом, а его супругу назначили завучем во вторую среднюю школу. К тому времени она уже была опытным методистом, умеющим видеть сильные и слабые стороны учителей, поддерживать молодых и обобщать опыт признанных мастеров. Училась сама внедрять передовые технологии и учила других. Каждый метод и каждый приём отрабатывала на своих уроках, показывала на семинарах для учителей-предметников и руководителей школ, давала уроки в дружеской Чехословакии. Вторая школа стала центром методической работы в городе. Именно там проводились семинары директоров и завучей школ города и района. Алевтина Сергеевна с успехом выступала на научно-практических конференциях, на курсах усовершенствования руководителей школ области при Саратовском ИУУ, давала открытые уроки для коллег и гостей города, проводила мастер-классы для молодых учителей, являясь их наставником.

16 лет Алевтина Сергеевна была руководителем городского методобъединения учителей русского языка и литературы. Она сумела так организовать методическую работу в школе и городе, что учителя сами выискивали педагогические новинки, осваивали новые методики и выносили их на суд коллег. Открытые уроки стали способом показать свои достижения, учителя их не боялись, ведь рядом был опытный методист, всегда готовый прийти на помощь. Её цель была не указать на ошибки, а дотянуть молодого учителя до себя. Работать с ней было и трудно, потому что поблажек от завуча ждать не приходилось, но и легко, потому что каждый знал, что его работа будет оценена по достоинству. Рядом с таким руководителем всегда хочется работать на полную силу. О её успехах напоминают знаки победителя соцсоревнования и «Отличник народного просвещения РСФСР», юбилейные медали и медаль «Ветеран труда». Говорят, что незаменимых людей не бывает. Вероятно, бывает, если через 9 лет после ухода на пенсию её вновь пригласили на должность завуча в эту же школу. В школе работало уже новое поколение учителей, многие из которых сами были выпускниками этой школы. Бесценный опыт учителя учителей был вновь востребован. А её безграничная любовь к детям востребована и сейчас — две дочери, четверо внуков и четверо правнуков не чают души в бабушке, которая всегда все расскажет, объяснит, поддержит своей доброй, ласковой улыбкой.

Л. Шепелева