После развала великой страны на смену идеологии равенства, братства и коллективизма пришла философия потребления. Нам вбивали в головы, что быть бедным плохо, а богатым хорошо. В итоге нравственные ценности сменились материальными. Мы превратились в поденщиков своих земных страстей и, как гончие псы, рванули за искусственным зайцем, который был похож на толстый кошелек. В этой гонке мы растеряли понятия добра, любви к ближнему, патриотизма, сочувствия и милосердия. Зато зависть и корысть напитали наши души.

2134

Я не сторонник теории заговоров, но все происходящее очень напоминает тщательно спланированное действо, направленное на разложение каждой отдельной личности и, как следствие, общества в целом. И это почти получилось. Но, если мы начинаем задыхаться от бездуховности, значит, не все потеряно.

Еще в 2003 году президент В.В. Путин сказал на саммите стран СНГ, что возврат к СССР невозможен, но необходимо использовать весь позитивный опыт, оставшийся от предыдущих поколений. Что позитивного из славного прошлого можем взять себе мы, простые граждане?

В свое время я брал интервью у легенды советского телевидения И.Л. Кириллова. Задал вопрос: Как его религиозное воспитание уживалось с коммунистической реальностью? На что Игорь Леонидович ответил:

– Я всегда считал, что не только в дикторской профессии, а в человеческом плане нельзя лгать и лицемерить. В «Моральном кодексе строителя коммунизма» так или иначе изложены все библейские заповеди, кроме первой. Поэтому мне было легко.

Если не политизировать, то постулаты коммунизма и христианства похожи. Поэтому, как говорится, бог велел строить жизнь на таких ценностях, как честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, взаимное уважение, забота о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и так далее.

Сегодня много говорят о патриотизме, что его нужно возрождать, воспитывать у подрастающего поколения со школьной скамьи. Помните, как это делалось в советской школе? Музеи боевой славы, встречи с ветеранами, возложение венков к братским могилам, уроки мужества, тимуровское движение. Особую роль играли примеры пионеров-героев, молодогвардейцев, комсомольцев. Сейчас робко пытаются вернуться к отправным точкам.
Сложно переломить психологию потребления у школьника. В идеале нужна четко сформулированная модель управления молодежной политикой. Пока ее нет. Поэтому и в Пугачеве процесс военно-патриотического воспитания подрастающего поколения идет незаметно, не ярко, не выпукло.

Исключение составляет, пожалуй, СОШ №1, и то только потому, что этим занимается учитель истории Л. Зякина, увлеченный, не требующий себе каких-то привилегий, неравнодушный, преданный делу человек.

В советское время физкультура и спорт финансировались из государственного и профсоюзного бюджетов, кооперативных средств и собственных доходов физкультурно-спортивных организаций. Юные спортсмены не ездили на соревнования за свой счет, а их тренеры не ходили с протянутой рукой по спонсорам.

Еще в СССР был народный контроль. Он вел борьбу с бесхозяйственностью, расточительством. Его комитеты имели массу полномочий от проверки финансовой деятельности до рекомендаций по освобождению от должности нерадивых начальников. Такой контроль непременно бы заинтересовался, например, насколько уместны в условиях жесткой экономии многотысячные траты на аренду уличного видеоэкрана, нет ли финансовых нарушений при реализации металла, полученного в результате демонтажа оборудования котельной Северо-Западного микрорайона.
Правда, у нас есть общественная палата. У нее иные задачи, но есть контрольные функции. Только кого она контролирует и что из этого получается, мы не знаем. О ее деятельности нет отчетов ни в одной из трех газет Пугачева. В этой связи вопрос: а есть ли деятельность?

Раньше старшим в транспорте уступали место, женщин пропускали вперед, пожилым помогали донести сумки, не грубили взрослым, заступались за маленьких и слабых.

Как однажды сказал Иосиф Кобзон: «У меня нет сомнений, что мы переживем этот накат тьмы, оправимся и продолжим восхождение по единственно возможному пути единения». Он имел в виду единение народов России и Украины, но думаю, что его слова можно отнести и к единению нас с вами вокруг настоящих ценностей.

С. Аристов