В Пугачевском краеведческом музее отрылась фотовыставка «Хвалынские холмы». Цель – привлечь внимание граждан к месту их обитания, остановиться, посмотреть вокруг, увидеть окружающий мир, красоту природы. На открытии выставки присутствовали ее  устроители: директор национального парка «Хвалынский» В.А. Савинов, директор краеведческого музея Н.И. Сулейманова, зам. главы пугачевской районной администрации Л.Н. Новикова, автор работ, фотохудожник В.А. Кошкин.

Фотохудожник В. А.Кошкин родился в Пугачеве, в семье военнослужащего. До пятого класса учился во второй средней школе. Увлекся фотоделом, стал известным мастером. Он — автор многих персональных выставок. Живет в Энгельсе.

В.А. Кошкин согласился ответить на вопросы «Пугачевского времени».

фотомастер

— Виталий Александрович, Вы занимаетесь редким ремеслом. Вы — фотохудожник — анималист. Фотообъектив нацелен на животных, птиц, микромир, мир водных глубин, жизнь в движении. Откуда взялась эта страсть к дикой природе, почему она держится в Вас?

— Я родился в Пугачёве. Только побывав во многих других местах, я понял, какая природная красота окружает город. Я с детства полюбил степь, особенно весеннюю, когда она оживает и цветет. С друзьями я часто уходил за город послушать жаворонков. А какие прекрасные пойменные леса! Пацанами мы бегали туда за цветами и ягодами. Потом родители уехали из Пугачёва в Энгельс. Но ощущение гармонии мира осталось. В последнее время я стал обращать внимание на то, что видовое разнообразие окружающей нас природы стремительно сокращается. У меня растут двое внуков. Мне захотелось хотя бы на фотографиях сохранить для них то, что смог увидеть сам и что, возможно, не увидят они.

— Ваша первая фотография? Вообще, как все началось?

— Фотографией я начал заниматься в 12 лет, когда на день рождения получил в подарок фотоаппарат «Смена-6» . Я снимал одноклассников. Учителя быстро привыкли к моему увлечению и не возражали, когда я фотографировал во время уроков. Поступив в Саратовский политехнический институт, стал сотрудничать с институтской газетой, делал факультетскую стенгазету, иногда печатался в саратовской газете «Заря молодёжи». Было такое издание для юного поколения. В институте имелся факультет общественных профессий, на котором был курс фотожурналистики. Впоследствии наш преподаватель переехал в Москву, но страсть к фоторепортажу он успел пробудить.

— Вы давно не живете в Пугачеве. Нет родных, нет друзей. Тем не менее Вы достаточно часто посещаете город детства. Вас зовет работа или знакомые улицы, дома, Иргиз?

— С 1967 года не живу в Пугачёве постоянно, но город детства тянет, зовет, и я приезжаю. Хотелось бы чаще, но у жизни свои законы. В Пугачеве, как правило, бываю проездом, знаете, как на экскурсии. На Уфимской улице, теперь это улица носит другое название, щемит сердце. Я там рос, и все помню в деталях. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Неделями провожу время на Иргизе. Красота неописуемая.

— Бродячие собаки, бездомные псы, часть брошенного людьми животного мира. В своем творчестве Вы обращались к этой горькой теме?

— Это тонкая проблема и требует отдельного разговора. Есть разные аспекты и разные взгляды. Одичавшие псы, например, наносят большой вред природе. Около населённых пунктов главными врагами у сурков (занесённых в Красную книгу Саратовской области) являются бродячие собаки. За один сезон они уничтожают целые колонии сурков. Сент- Экзюпери сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы приручили собак, а потом бросили их. Нужно держать ответ. Нравственный, административный. Какой хотите.

— Любая, даже самая маленькая выставка, это всегда экзамен. Какое впечатление производят Ваши работы на посетителей ?

— Отзывы хорошие. Я делаю выставки с основной целью: обратить внимание общества на то, как прекрасна природа, которая нас окружает, и на то, как она ранима.

— Чтобы застрелить волка, один охотник из Перелюба просидел в засаде несколько дней. Волки очень осторожны и коварны. Вы фотографировали крупных хищников. Если да, то каковы ощущения?

— Фотографировать любого представителя дикой природы всегда трудно. Мой знакомый специалист по хищным птицам в среднем на одну хорошую фотографию тратит целый сезон, это 4-6 месяцев. Что касается ощущений при съёмке крупных животных, расскажу один случай.

В первый день фотоохоты отправился осматривать местность. Шёл вдоль оврага. На шее фотоаппарат. Вдруг со дна оврага доносится ужасный рык, напоминающий тигриный. Понимаю, что здесь так кричать может только самец косули. Но топота убегающих животных не слышно. Я остановился и решил сделать снимок. Хватаясь за ветки, опустился вниз почти на 20 метров и оказался посреди склона. Тут из ручья прямо напротив меня по противоположному склону вылетает свинья, с двумя сигалетками (поросятами прошлого года), останавливается за кустом и начинает воинственно хрюкать. Следом поднимается ещё одна свинья и, выбежав, с хрюканьем начинает наступать. Я чувствую, что попал. Поворачиваю голову и понимаю, что укрыться негде. Медленно делаю два шага вперёд, демонстрируя, что я не испугался и приседаю ниже веток. Тем самым уменьшаюсь в росте, давая понять кабанам, что опасность им не грозит. Делаю серию кадров. Свинья, постояв несколько секунд, показавшихся мне часами, медленно развернулась и ушла в кусты. Ретировалась и другая свинья. Я, отдышавшись, вылез из оврага. Фотографировал я и волков. Договаривался с охотниками. Фотографировать волков — рисковое дело, целая технология, потому что приходится быть в секторе обстрела. При этом лучше иметь каску и бронежилет.

— Фотодело является для Вас профессией или увлечением? Несколько слов о себе, о планах на будущее.

— Это тот случай, когда профессия является хобби. Для фотографов типичный случай.

В настоящее время я помимо фотографии занимаюсь ещё и издательским делом. Кстати, это мне тоже нравится. Издательство наше выпускает полиграфическую продукцию: календари, открытки, буклеты, фотоальбомы на темы природы, истории, экологии и краеведения Саратовской области. Начали освещать тему особо охраняемых природных территорий Саратовской области.

На снимке: В.А. Кошкин