В гостях у «Пугачевского времени» Тамара Федоровна Горелкина

Горелкина-Т

— Тамара Федоровна, у Вас за плечами опыт преподавательской деятельности, большой стаж на руководящей работе. Вы трудились при советской системе образования и при современной российской, можете сравнивать. Почему, на Ваш взгляд, уровень знаний учащихся современной общеобразовательной школы на порядок ниже, чем в советское время?
— Вопрос сложный. Я не сторонница теории заговоров, но во всем, что происходит с образованием, чувствуется чья-то направляющая рука. В Армии есть понятие: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят. Чтобы в головы учителей не проникли хорошие и умные мысли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой работой. Их обязывают заполнять бесчисленные и никому не нужные бумаги и отчеты. Каждый год формы основных документов меняют, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. В документооборот вводят элемент срочности: около 30% всех бумаг требуют предоставить уже сегодня. И сколько при таком раскладе, скажите, останется времени на учеников? Поэтому родители жалуются, что школа спихивает процесс обучения на них. К тому же если учитель получает зарплату на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц, это снижает статус педагога в глазах общества, унижает его и порождает обиду на систему. Уважающий себя преподаватель при таких обстоятельствах уже не сможет с полной отдачей служить школе. Про образовательные программы я не говорю. В них столько откровенно лишнего, намеренно усложненного, что не поддается никакому логическому объяснению.
— Насколько известно, деньги на ремонт классов и ремонт школы выделяются государством ежегодно. Тем не менее каждый год с родителей на различные виды ремонта собираются деньги. Возникает вопрос, а где деньги, которые на все эти нужды выделило государство? Вы, как бывший директор школы, можете как-то прокомментировать эту ситуацию?
— Существует документ, содержащий план местного бюджета на каждый год, который утверждается главой района. В этом документе должны быть предусмотрены расходы местного бюджета на финансирование, например, текущего ремонта образовательных учреждений. На практике денежные средства выделяются на конкретные школы, нуждающиеся в капитальном или текущем ремонте. Если требуется ремонт, директор школы должен предпринять все необходимое для внесения учреждения в бюджет. Это в идеале. Но вы сами прекрасно знаете, что местный бюджет худой, как решето. Денег не хватает. Поэтому приходится просить о помощи родителей. Главное, чтобы все это происходило добровольно, открыто, решением попечительских советов и родительских комитетов.
— Раз государство так активно внедряет платное образование, не проще ли обучать детей частным образом на дому, как вы считаете?
— Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей. Не каждый родитель сможет себе позволить домашнее обучение с индивидуальными педагогами. Это большие затраты. Кроме того, при домашнем обучении ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с коллективом. Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка». Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию». Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения. В общем, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Но в итоге, как учить ребенка, решают родители.
— Хотелось бы узнать Ваше мнение о портфолио учеников. Учителя говорят, что портфолио необходимо как дополнение к результатам ЕГЭ, которое благоприятно повлияет на поступление в вуз. А в вузах, по отзывам студентов, от портфолио зачастую отмахиваются, как от ненужной информации. Получается, родители тратят уйму своего времени на оформление этих бумаг, которые никому не нужны?
— Мне кажется, что главное в технологии портфолио — помочь ребенку разобраться в том, каковы его истинные интересы и возможности, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Родители не должны подменять ребенка в этом процессе. Вместо помощи вашему чаду в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу «папа у Васи» и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за грамотами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, родители имеют нехорошую привычку считать, что они лучше сына или дочери знают, что тем нужно.
— Что Вы думаете по поводу инициативы Министерства образование о введении с пятого класса обязательного второго иностранного языка?
— Я положительно отношусь к этой инициативе, поскольку считаю, что без знания иностранного языка добиться серьезных успехов в современном мире невозможно. Другое дело, что нельзя резко вводить такие новшества. Не нужно перегибать. Дети должны постепенно привыкнуть. Сначала это может быть факультатив по желанию. Иначе может получиться, что ребенок вместо двух не будет знать ни одного языка.
— Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы вернуть профессии учителя престиж?
— В учителя нужно идти только по призванию. Это мое убеждение. В школе случайных людей не бывает. Она держится на тех, кто остается работать, несмотря на неконкурентоспособную зарплату. Зарплата педагогов должна находиться на уровне среднего дохода специалиста из сферы экономики. При этом она должна динамично расти. Нужно помогать молодым специалистам с жильем. Кроме того, престиж профессии учителя тесно связан с условиями его работы. В школах надо навести порядок – провести ремонт и закупить необходимое для учебного процесса оборудование.
— Тамара Федоровна, от кого Вы принимали поздравления в День учителя?
— От родных, коллег, бывших выпускников. Меня не забывают, несмотря на то, что я уже три года как на пенсии.
— Чем Вы занимаетесь на пенсии?
— Я открыла для себя социальные сети. Через них нашла подругу, с которой не виделась 50 лет. Оказалось, она живет через квартал от меня, а мы никогда не встречались на улице. Чудеса! Занимаюсь выращиванием цветов. Это красиво и эстетично. Потом, у меня трое внуков. Я ими очень горжусь. Лето – это время года, которое я посвящаю им, когда они приезжают на каникулы.
— Какие качества Вы больше других цените в людях?
— Порядочность, искренность, доброжелательность, умение прийти на помощь и способность видеть в людях только хорошее.
— Оглядываясь на прожитые годы, о чем Вы сожалеете?
— Не успела сделать много из того, что хотелось. Извините, что без подробностей.

И. Ветрова