По данным статистики, 48 процентов взрослого населения страны не читают книг. В Пугачеве и того меньше. В прошлом году в 32 библиотеках города и района побывали 18 тысяч читателей. Шесть лет назад библиотеки города и района посещали 25 тысяч читателей разного возраста. За три месяца 2015 года книги потребовались семи тысячам читателей. Получается, что невежество, однажды поселившись в районе, не только прижилось, но выползло из подворотен, нахально захватывает территорию и опустошает мозги населения. Знает ли молодое поколение о Джеке Лондоне, Паустовском, Викторе Кине, Борисе Балтере, Василии Аксенове, Михаиле Анчарове и еще о других авторах? Скорее всего, нет. Герои книг, благородные, сильные люди, пример для подражания, остались за чертой мироощущения.
Поэт В.С. Высоцкий, кумир поколений, утверждал, что литература формирует в людях высокие моральные принципы. В одной из своих баллад он писал:
Если, путь пpоpубая
отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал,
что почем,-
Значит, нужные книги
ты в детстве читал!
Сейчас не читают. А если читают, то мало, и никто не скажет, «нужные» это книжки или хлам «мыльных» криминальных историй. Не случайно в районной администрации в минувший понедельник работники библиотек города и района, директора школ вели разговор о приобщении молодежи к чтению. Но речи были поверхностны, считай, самоотчеты о разного рода мероприятиях, их количестве, направленности, численности аудитории. Такая форма знакомства с книгой нужна. Наверное, она дает какой – то эффект, будит интерес детей к тому или иному автору. Но приобщение к чтению вряд ли может состояться только в стенах библиотек. Проблема выходит далеко, в семьи, в школы, переплетается с информационными технологиями. В общем, не все так просто. Кому-то и телевизор заменяет книги. Тут все зависит от воспитания, культуры, уровня интеллекта.
Почему читали книги люди старшего поколения? Может, у них не было других вариантов? Дети не могут ничего не делать. Им свойственно желание фантазировать, играть, учиться чему-то новому. Динамичность современных гаджетов позволяет это делать вполне легко. Оказавшись в такой ситуации, ребятня не хочет читать, ведь у них есть лучшая альтернатива. Поэтому родителям следует подумать, с какого возраста нужно вручать чаду планшет в бессрочное пользование. Это не отрицание достижений цивилизации, это почти библейское понимание жизни, основанное на здравом смысле: время читать книги, и время забавляться гаджетами. Далее. Если ежедневно, начиная с младенчества, приучать ребенка к чтению, позже знакомить его с литературой для младшего дошкольного и школьного возраста, то позже ребенок сам заинтересуется книгой. Выбирать литературу тоже стоит ответственно. Современные яркие и красочные издания порой больше похожи на комиксы, нежели на книгу. Пользы с точки зрения воспитания от них ноль. Они призваны развлечь на несколько минут и вряд ли заставят ребенка сопереживать героям или восхищаться их отвагой, добротой, большим сердцем. Обратите внимание на классиков. Моя шестилетняя дочь, например, с большим интересом слушает повести и рассказы Гайдара. Это прекрасный язык, яркие запоминающиеся образы, добрые поступки.
Не надо быть прозорливым, чтобы понять: без системной работы по укреплению семьи, как основы и опоры государства, Пугачев не научит юное поколение читать книги.
Старшие читали книги ещё и потому, что обязаны были читать. Сегодня в школах детей не заставляют читать. Сочинения они «передирают» из Интернета. Формально все укладывается в программу обучения. Рады ученики, учителя, родители. Выходит, в приобщении к чтению и школа не слишком полезна при нынешнем ее устройстве. Можно ли в отдельно взятом Пугачеве уроки литературы настроить на прежний лад, который позволял выпускникам хотя бы в объеме средней школы достаточно хорошо знать классику отечественной литературы? Да и с грамотностью у старших лучше. Человек, который не читает, «ляпает» ошибку за ошибкой.
Пожалуй, одна из первоочередных задач, на которых должен сосредоточиться Пугачев, – это создать интеллектуальной слой, который бы пользовался уважением населения. Тогда его носители станут образцом для подражания. А серое равенство, которое, как говорится, имеет место быть в Пугачеве, только уничтожает стремление мыслить. Какая уж тут любовь к чтению!
Кто сейчас может приохотить ребёнка к книге? Об этом надо думать постоянно, а не один раз в году. Тем не менее, обнадеживающий факт, который можно было вынести из совещания в администрации: библиотеки были и остаются одними из важных центров культурной жизни района.

И. Майская