29 января 1885 года немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свое изобретение – первый в мире автомобиль. Уже спустя несколько десятилетий изобретение немецкого конструктора перевернуло мировые понятие о расстояниях, скорости и даже о качестве путешествий. Через десять лет автомобили марки «Бенц-вело» появились в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе. Чудо техники завоевывало интерес состоятельных граждан и прокладывало себе дорогу в будущее. В 1909 году в Риге на Русско-Балтийском заводе был выпущен первый отечественный автомобиль марки «Руссо-Балт». Вскоре машины разъехались по империи, и одна из них докатилась до Николаевска. Владел «железным конем» купец Михаил Трофимович Мальцев. Кто тогда мог подумать, что через век автомобили заполонят город, превратятся в проблему, поскольку станут основными загрязнителями воздуха.
Если двадцать лет назад на дорогах Пугачева автомобили в большинстве своем были представлены российским автопромом, то сейчас каждый третий автомобиль иностранного производства. По дорогам Пугачевского района сегодня колесят 26 тысяч 210 машин, 20 тысяч 179 из них легковые. Для сравнения в 2013 году легковых автомобилей у нас было чуть более 17 тысяч.
По данным научных исследований средний автомобиль за год эксплуатации забирает из атмосферы около 4 тонн кислорода, а выбрасывает в атмосферу 800 кг угарного газа, 200 кг различных соединений углеродов и 40 кг оксида азота. Цифры пугают. Чтобы воздух стал чище, ученые, инженеры всех стран утвердили стандарты содержания вредных веществ в выхлопных газах. С 1 января прошлого года в России введен новый экологический стандарт Евро-5 на все ввозимые в страну автомобили. Однако согласно мнению специалистов, редкий автомобиль, эксплуатируемый сегодня в России, соответствует даже классу Евро-4. В Пугачеве пункты технического осмотра уже несколько лет из ведения государственной структуры перешли в разряд частного бизнеса. Оттого соблюдение экологических норм бывает чистой формальностью. В общем, чадят машины вопреки всем запретам. А что вы хотели – контроля нет.
Кроме своих автомобилей, по Пугачеву проходит трасса Самара – Волгоград. По улице Ермощенко, где ездит транзитный транспорт, в сухую безветренную погоду увеличивается концентрация окиси тяжелых металлов, угарного газа. Добавьте сюда стихийные стоянки, как правило, в местах скопления людей, например, во дворах микрорайонов, и станет ясно, что автомобили превратились в откровенное зло. Бороться со злом можно. Чтобы нейтрализовать вредное действие одного автомобиля, необходимо не менее 10 деревьев. В общей сложности в Пугачеве 26-28 тысяч деревьев, но они постепенно пропадают, поскольку были посажены более полувека назад. Наивно думать, что с объемом работ справятся одни коммунальные службы. Без привлечения населения, без активной работы депутатов, общественных, партийных организаций вряд ли что получится. 2014 год, по мнению работников пугачевского лесхоза, был плодотворным в плане посадки деревьев. Было посажено более трех тысяч саженцев дуба, березы, клена. К делу были привлечены все коллективы Пугачева. Заложены зеленые аллеи в городском парке, возле школ, детского сада «Росток» и в черте городских микрорайонов.
Следует помнить, что озеленение города не только облагораживает его, но и делает чистой среду обитания, обогащает кислородом воздух, которым мы дышим.

Р. Лесная