Движение судов по Большому Иргизу известно с незапамятных времен. Когда- то давно по его водной глади поднимались вверх челны арабских послов. В XV веке плыл по Иргизу венецианский монах Фра — Мауро. Он составлял карту. Место, где находится Пугачев, ученый итальянец обозначил как могилы 18-ти военачальников Тамерлана, которые пали в битве с Тохтомышем. Битва произошла в 130 километрах от нынешнего Пугачева, на территории Красноярского района Самарской области. Тамерлан придал земле павших воинов там же, на поле брани, а визирей похоронил отдельно в красивом месте возле речного переката.

_42

В 1772 году по Иргизу путешествовал и даже посещал Мечетную слободу академик И.И. Геори. По сути, он согласился с Фра Мауро по поводу захоронения визирей Тамерлана, поскольку свидетельствовал, что видел следы погребений.
По Иргизу в стругах отправился расширять границы государства Российского атаман Ермак Тимофеевич. Две речные системы, волжская и уральская, не связаны с другом. Их разделяет примерно 20 километров суши. Но на судах по Большому Иргизу воины поднимались вверх, протаскивали волоком челны через суходол, вновь попадали на водную гладь и через притоки выходили к Урал – реке.
Транспортной артерией Иргиз оставался достаточно долго: до второй половины прошлого века. Интенсивные перевозки по реке начались в 1861 году. Тогда в половодье впервые из Волги до села Березова пришел пароход с двумя баржами. Пароход причалил у села, принял пшеницу с мельницы купца Корсакова и благополучно вернулся назад. По свидетельству очевидцев, народ толпами собирался, дивясь пароходу во время его плавания.
Черед полтора — два месяца, уже летом, один лесопромышленник прогнал плоты от Волги до Николаевска. Жители города с гордостью говорили:
— У нас теперь есть пристань.
Движение плота заняло 30 дней. Несмотря на перегрузку бревен через перекат возле Березова, доставка леса обошлась на 30% дешевле, чем сухопутным путем из Балакова.
С той поры, с 1861 года, большое количество товаров в Николаевск стало поступать по воде в навигационный период. В момент весеннего паводка в город доставляли плотами лес, дрова, а баржами нефтепродукты, мануфактуру, соль. Естественно, здесь же, на берегу, купцы устраивали производства и места хранения товаров. Так, у реки появились лесопилка, кожевенный завод и экологически грязное нефтехранилище. От кожевенного завода, кажется, ничего не осталось, лесопильня превратилась в завод, затем в мебельную фабрику. В период реформ фабрика не выдержала конкуренции и в настоящее время не работает. Что касается нефтехранилища, то оно осталось, и вряд ли будет ликвидировано в обозримом будущем. Впрочем, Иргиз оно не отравляет, поскольку утечки оставшихся нефтепродуктов ликвидированы.
Последний раз разлив реки в практических целях был использован в 1976 году. Тогда на Иргизе было ликвидировано отделение «Госпароходства» и по большой воде из Пугачева в Балаково был отправлен речной трамвай на воздушной подушке. Остальные плавающие средства к тому времени пришли в полную негодность. Их отправили в металлолом. Уцелел только речной теплоход «В.И. Чапаев». Он долго пребывал в полузатопленном состоянии и благополучно ржавел до 1985 года. Тогдашний градоначальник Пугачева Г. С. Телятников велел привести теплоход в порядок и выставить для детской забавы в парке «Сказка». Сейчас «Сказки» нет, но теплоход переместили в парк. Там со временем его приведут в порядок и устроят в нем какие – то аттракционы.
Протяженность Большого Иргиза по Пугачевскому району составляет 223 километра. Ширина реки достаточно постоянна и колеблется от 70 до 80 метров. Средняя глубина 5 — 7 метров. В границах района река судоходна в течение всего лета. Но на Иргизе встречаются перекаты. Это места, где на поверхность выходят монолиты известняка. Теплоход «Столяров», приведенный в Пугачев в 1936 году, простоял на причале всю навигацию, поскольку имел низкую осадку в 140 сантиметров и не мог преодолеть отмели. Следующей весной его возвратили на Волгу. Товарно-пассажирские перевозки по Б. Иргизу в основном осуществлялись на верхнем бьефе от Пугачева до Клевенки. Речное сообщение на нижнем бьефе от Пугачева до Березова не получило развития. Вообще, судоходству на Б. Иргизе всегда мешали два обстоятельства. Это частные перекаты и крайняя извилистость реки. Судите сами. От Пугачева до Балакова по суше 75 километров, а по Иргизу — 124 километра. Сравнение не в пользу водного транспорта. Тем не менее он долгое время оставался если не единственным, то, во всяком случае, очень важным средством сообщения. Например, в 1925 году за навигацию было перевезено 19 тысяч пассажиров, в 1936 году — 29,5 тысячи, в 1939 — почти сорок тысяч пассажиров.
Последняя цифра практически не менялась до устройства в районе широкой системы автодорог и организации автобусного сообщения.
Граждане добирались на теплоходе до Успенки, Преображенки и Дома отдыха, Малой и Большой Таволожки, Старой Порубежки, Гусихи, Журавлихи, Клевенки. В Пугачев за навигацию прибывало из названных сел 24 тысячи пассажиров.
Пристань в Пугачеве располагалась на взвозе улицы Пушкинской. В других населенных пунктах не было даже причалов. С берега на борт теплохода подавали трап, по которому поднимались пассажиры. Наряду с пассажирскими, существовали грузовые перевозки. Они составляли за навигацию примерно 28 тысяч тонн. В основном, это было зерно из Клевенского элеватора и Камеликской зоны. Из Пугачева по Иргизу в села района доставляли стройматериалы и нефтепродукты.
Постепенно интерес к речному транспорту стал пропадать. Сначала отпала нужда в грузовых перевозках, потом — в пассажирских. Какое — то время существовала идея использовать водный «трамвай» для организованных прогулок и отдыха граждан, но реального воплощения в жизнь идея не получила.

Г. Аристов