Воздействие средств массовой информации на наше сознание настолько велико, что СМИ всерьез называют четвертой властью. Еще Наполеон говорил, что пять газет могут сделать гораздо больше, чем хорошо вооруженная и обученная армия. Однако в последнее время специалисты все чаще отмечают усиление отрицательного влияния Интернета и телевидения на детей. Всемирная паутина и компьютерные игры вызывают привыкание и даже зависимость. Заинтересованность разного рода «стрелялками», играми, в которых герой может прыгать из высокого дома, перелетать пропасти и т. п., может провоцировать ребенка попробовать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни, рискуя своим здоровьем и жизнью.

Двое ребят, примерно 15-16 лет, ведут между собой беседу в одной из местных маршруток.

– Представляешь, я вчера переходил дорогу, и вдруг в нескольких сантиметрах от меня пронеслась машина. Я такой драйв испытал, ты даже не представляешь…

Свидетелем этого разговора стала учитель русского языка и литературы СОШ №1 И.В. Полевая. Ирина Владимировна с тревогой говорит о том, что наши дети под воздействием компьютерных игр думают, что у них несколько жизней и начинают путать реальный мир с виртуальным. От этого становится не по себе.

Эксперты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы подростки проводят у экрана 15 тысяч часов, а на уроках около 11 тысяч часов. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти. Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя, и зачастую дети доверяют этим сообщениям больше, чем родным и близким. Если взрослый еще может критически оценивать телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, воспринимают все события, которые происходят перед их глазами, как настоящие.

По мнению заведующей психолого-педагогического центра управления образования Пугачёвского муниципального района М.П. Куликовой, особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Нельзя забывать об особой чувственности детей и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникает у ребенка после просмотра кадров с насилием, войной, убийством.

«Недавно, – рассказывает Марина Петровна, – ко мне на консультацию пришла мама с ребенком детсадовского возраста, которому постоянно снятся кошмары. Выяснилось, что он вместе с родителями регулярно смотрит передачи на канале НТВ.

На нашем телевидении засилье зарубежных и российских мультфильмов, в которых преобладают кадры с насилием, развивающие ожесточение в подрастающем поколении: разнообразные покемоны, киборги, монстры. Герои современных мультипликационных фильмов не учат уважению. Насмешливое отношение к животным, человеку, предметам. Очень часто персонажи некрасивые и даже уродливые. Ребенок привыкает к ним, и думает, что именно такими и должны быть герои. Маленькие дети – как губка: они «впитывают» в себя каждую поведенческую «мелочь». Герои убивают друг друга, выпадают из окон, избивают и оскорбляют друзей, унижают слабых, совершают ограбления…. И эти действия рассчитаны на то, чтобы вызывать детский смех. В мультфильмах «проскакивают» нецензурные или жаргонные выражения. И их дети «схватывают на лету». После просмотра таких мультфильмов они копируют в жизни поведение мультипликационных героев. Это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, жестокости. Подобные мультфильмы детям нельзя показывать ни в коем случае, а у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, большей частью наполненные такой продукцией.

К слову сказать, советские мультфильмы, созданные когда-то давно, «вселяют» в сознание ребенка только лучшее. Родители делают огромную ошибку, что не показывают их детям и не рассказывают о них, словно «стесняются» своего детства и юношества. А это самое «старье», как, оказывается, рассказывает многое о настоящей дружбе, верности, о гуманных и нравственных поступках. Парадокс: мамы и папы показывают своим малышам злобные мультфильмы, а потом удивляются, почему их дети такие злые, невоспитанные. Родители обвиняют во всем детский садик и оставляют их дома, чтобы больше их дети не менялись в худшую сторону.

Я до сих пор вспоминаю один случай. Был у меня мальчик, который боялся засыпать без света. После просмотра известного в то время мультфильма «Охотники за привидениями» ему казалось, что из шкафов вылезают привидения. Мальчик вырос, у него своя семья, но до сих пор он не может избавиться от страхов. У него все шкафы в доме закрываются на ключ».

Конечно, все вышесказанное не означает, что нужно исключить из жизни детей телевидение и компьютер. Это просто невозможно. Но можно воспользоваться советами психолога. Четко регламентировать просмотр ребенком передач, работы за компьютером. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать 15-20 минут до 1 часа в день (у компьютера – не более 12 минут) для старших дошкольников. Необходимо следить за содержательностью детских программ, мультфильмов. Обсуждать с ребенком сюжеты просмотренных фильмов, компьютерных игр. Важно понять, что ребенок думает, как бы он поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать, оценивать поступки и понимать чувства других людей. Родители обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общения с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. Для ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много.

Е. Аристова