Что происходит со школьным образованием? Об этом все чаще задумываются и родители учащихся, и представители педагогического сообщества.

Мнение

Исполняющий обязанности ректора Саратовского государственного социально-экономического университета Сергей Наумов с горечью констатирует: «Пусть на меня не обижаются мои коллеги, школьные педагоги, среди их выпускников процветает начетничество. Их натаскивают на сдачу тестов. Представьте, тема Смутного времени по истории. Столько уже снято фильмов, написано об этом, в Интернете много информации. Человек впадает в ступор после элементарного вопроса: «Кто такой Борис Годунов?». Мало того, люди путают Отечественную войну 1812 года и события 1941-45 годов. Недавно я сказал одной девушке, что при той системе, которая готовила меня, вы бы никогда не открыли дверь в высшее учебное заведение. Сегодня это позволено».

Отчего так получается? Дети стали глупее? Нет, наоборот. При той нагрузке, что они получают, начиная с младших классов, к выпускному их знания должны быть как минимум на уровне студента ВУЗа. Есть, правда, исключения. Это дети тех родителей, кто уже с первого-второго класса начинает водить ребенка к репетиторам. Второклассник русский язык только начал осваивать, а ему иностранный подсовывают. И ладно бы в форме игры, а то посредством старой доброй зубрежки. Практически каждый третий родитель в Пугачеве водит своего ребенка к репетиторам. Платит немалые деньги. Час стоит от 150 до 300 рублей. Умножьте это на как минимум два раза в неделю по одному предмету и на количество предметов – русский, математика, иностранный. В месяц набегает приличная сумма. Ребенка еще надо отвезти и привезти. И это только начальные классы. Дальше – больше. Было такое при критикуемом советском образовании? Нет. К репетиторам, как правило, обращались те, кто хотел поступить в ВУЗ, и были это месячные занятия перед вступительными экзаменами.

Репетиторствуют сами учителя во внеурочное время. Почему же они не могут дать те же знания на уроках в школе? Да потому, что они сверху загружены нормативными документами, которые обязаны исполнять. С них требуют никому не нужные портфолио, которые при поступлении в ВУЗ никак не котируются, зато доставляют массу хлопот родителям, которые вынуждены корпеть над ними в свободное от работы время. Педагоги ведут занятия согласно спущенной сверху чудовищной программе, которую составили люди, у которых, судя по всему, нет собственных детей. И как при всей этой ненужной канцелярии чему-то нормально научить?

Проблема настолько явная, что Министерство образования было вынуждено как-то отреагировать. И отреагировало, заявив, что в педагогические ВУЗы идут слабые абитуриенты, а в учителя — слабые выпускники педагогических вузов. Чтобы изменить ситуацию, ведомство подготовило проект концепции поддержки развития педагогического образования. Опять нормативы, критерии, показатели и прочее и прочее. Только за ворохом этих инструкций нет даже надежды на достойное образование для наших детей.

Из всего вышеизложенного напрашивается вопрос: а зачем водить ребенка в школу? Платить за форму, обеды, транспорт, всякие попечительские и прочие нужды, если все равно их учат репетиторы? Можно ходить раз в полгода в школу сдавать тесты по пройденному материалу. Потом экзамены.

Кстати, с каждым годом в нашей стране обучать ребенка дома становится все популярнее. Наверное, потому, что выходит дешевле и качественнее.

С. Вершинин

Вам на заметку:

Надоели холода и дожди? Приобретите туры в Болгарию и насладитесь прекрасным морем, теплой погодой и дружелюбной обстановкой в любое время года.