«Эльдорадо» появилось в Пугачеве не случайно и не вдруг. Еще шесть лет назад функционеры самарского торгового дома начали проявлять интерес к магазину “Меркурий” и его владельцу С. И. Интулову. Предпринимателя приглашали на ведомственные конференции, на ученья. В конце концов, ему предложили сотрудничество по системе, которая известна, как “франчайзинг”. В магазин идет товар по очень хорошим ценам, возможна любая торговая надбавка, но четверть ее нужно отдать хозяевам. Было еще одно условие: товар только фирменный. Например, холодильники “Саратов”, на которые есть спрос, выставлять не разрешалось, поскольку они в фирменный перечень не входят. Интулов от сотрудничества с “Эльдорадо” отказался, но нашлись другие, кто внес в Пугачев желтое знамя торгового дома.

Почти одновременно у нас обосновался “Магнит”, разместивший свои магазины сначала в областных центрах, а потом и в уездных. Местный бизнес сразу ощутил новую жесткую силу. Пугачевские магазины опустели, спрос на товары упал. Говорят, что это закономерный процесс, здоровая конкуренция, эволюция, которая через 20-30 лет приведет муниципальное образование к полной гармонии и достатку. Всегда кажется, чем дальше цель – тем яснее путь ее достижения. Все просто. Предприниматели, вытесненные с рынка торговли, уйдут в производство и наладят все, что сломано, построят, что не построено, залудят, что не залужено, организуют, что не организовано и всем будет хорошо, но потом, не сейчас, не сегодня. Это сказки для взрослых. В Пугачеве из торгового люда никто не открыл новое производство и, видимо, не откроет, хотя бы потому, что прилавок отличается от токарного станка.

Любой процесс должен быть управляем. “Эльдорадо” местные бизнесмены встретили не подготовлено и неумело. Хозяин “Ассоли” В.Я. Ивлиев еще до открытия фирменного магазина говорил, что конкуренцию можно выдержать, цены в “Эльдорадо” не ниже пугачевских, а оформление товара в кредит – не новость. Просто “Эльдорадо” организует мощные рекламные атаки.

Он оказался прав. Хозяин одного из местных магазинов как-то, зазывая покупателя, говорил ему:

– Мои холодильники дешевле и гарантию я даю не на год, как в «Эльдорадо», а на три года.

Но все напрасно. Сила рекламы скрутила Пугачев.

Но дело не только в рекламе, хотя она, как известно, движитель торговли. Сетевые магазины давно стали привычны для Пугачева. Для граждан они удобны. По пути с работы в одном месте можно закупить все необходимое от батареек до батона хлеба. Популярность супермаркетов обеспечивает магазинам этого формата большую проходимость и небывалые объемы продаж.

https://pugachevskoevremya.ru

Объемы дают деньги. Но они не остаются в Пугачеве, а отправляются по месту «прописки» сетевых магазинов. Без налогов бедный город становится еще беднее. Это не первое и не последнее противоречие интересов Пугачева и интересов сетевой торговли.

Сетевые магазины не находят общего языка с местными производителями продуктов, которые готовы отдавать свою продукцию с минимальными наценками. Это не из-за характеров и не фирменной ориентации. Скорее, сетевую торговлю не устраивают сроки хранения качественной продукции. Тот же салат из свежих овощей с мясом, может храниться не более 24-х часов. Возникает вопрос: что, например, за салаты в супермаркете, если только их доставка в Пугачев занимает двое суток? Не нужно пугаться. Все те же салаты, только с консервантами. Конечно, свежие продукты лучше, но кто на это смотрит?

Есть еще одно обстоятельство, которое разделяет пугачевских производителей продуктов и сетевые магазины – неподъемные обязательства для работы с сетью для городских производителей с небольшим объемом производства.

Везде предприниматели организуются в сообщества, понимая, что совместными усилиями легче решать возникающие проблемы. В Пугачеве такого сообщества нет. Каждый действует, как может. Сообщество предпринимателей нужно в первую очередь для того, чтобы ответственно заявить о себе, защитить интересы Пугачева. А пока сетевые магазины влекут к себе жителей города и чувствуют себя уютно.

Н. ПЕТРОВ