Учитель, сын учителя

(Продолжение, начало в №30 )

Как известно, просветительством в татарском поселке долгое время занимался первый учитель Муфтахудин Войнов. Но более весомый вклад в образовательный процесс внес его сын Абдулгадий Войнов. Он получил образование в Уральске, в медресе повышенного типа и возвратился в Николаевск в 1916 году.
Молодой человек сразу приступил к созданию светской школы. Для этого он организовал общество, уговорил татар собрать деньги на содержание школы. Общество установило ему оклад 25 рублей в месяц, оснастило класс мебелью и инвентарем. Абдулгадий – абы начал преподавать по-светски, как в русских школах Николаевска.
Но невежество всегда встает на пути светлого, доброго, разумного. Однажды агрессивно настроенные жители поселка выбросили из школы скамейки. Как-то глупцы увидели, что Войнов на уроках арифметики мелом ставит на доске плюсы между цифрами. В математических знаках невежды разглядели кресты – символы христианства и тут же обвинили учителя в ереси и вероотступничестве. Они не знали своей истории. Столичный золотоордынский Сарай, по утверждению современника, сделался сосредоточением науки и родником благодатей. В короткое время в Золотой орде набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и всяких людей заслуженных, какой подобная не собиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его”. И еще один момент. Хан Батый (Бату) был язычником, его сын Сартак – христианином, а брат Берке – мусульманином.

13

В Николаевске власть большевиков не только оставила A.M. Войнова учителем татарской школы, но и дала ему директорскую должность. В марте 1919 года, когда белые взяли Уфу, оттуда приехал в Пугачев член Башкирского ЦК Зейнуллин, ставший одним из ближайших помощников председателя уездной татаро-башкирской секции Г К. Давлетшина. И вот вскоре Зейнулин вместе с членом секции, местным татарином Хусяметдиновым, собрал татар в школу на собрание.
Выступил Зейнулин, Хусяметдинов и Войнов. Они говорили о том, что нового принесла в жизнь татар Советская власть. Политика политикой, но то, что Войнов не изучает на уроках Коран, многим не нравилось. В адрес учителя раздались угрозы. Тогда Войнов ушел с собрания и спрятался у знакомого, но кто-то его выдал.
За учителем послали Яфарова и Ягупова.
– Иди, тебя народ зовет.
Все могло кончиться трагедией, но Зейнуллин с помощью красноармейцев освободил учителя.
Шло время. Старая школа была очень тесной. Надо было строить новое здание. Войнов хлопотал насчет средств в Самаре. Оттуда, из областного ведомства народного просвещения, поступили средства. Для выполнения полного объема их явно не хватало. Войнов собрал людей и организовал субботник. На субботнике жители поселка сделали вертикальную планировку строительной площадки. В 1927 году сюда из упраздненного Средне-Никольского монастыря было перенесено деревянное здание. В этом реконструированном строении и была открыта новая школа. Первыми учителями были Абдулгадин Войнов и Вера Александровна Жирнова.
Жесточайший удар по всей жизни Пугачевского уезда был нанесен голодом 1921 -1922 гг. Местными организациями народного образования была проведена труднейшая работа по эвакуации детей в благополучные по урожаю губернии. Школьная сеть сократилась. Если в 1920 году на территории уезда было 384 школы и 983 учителя, то в 1922 году осталось 89 школ и 142 учителя. Голод 1921 года охватил все Поволжье. Голодали пугачевцы — русские и татары. Учитель Абдулгадин Войнов вывез своих учеников в хлебный район страны. Путь был неблизкий, но просветитель довез всех школьников до места. Там татарские дети переждали тяжкое время. Через несколько месяцев они вернулись в Пугачев, в родной поселок. Вряд ли действия Войнова можно назвать подвигом, но это был поступок сильного, ответственного и очень доброго человека.
Между тем во время голода в Пугачеве жизнь не останавливалась. В это отчаянное время власти, наряду с продовольственными вопросами, проявляли заботу и о культурно-просветительной работе. В Пугачеве были открыты еще две библиотеки, школы ликвидации безграмотности для взрослых, а при обычных школах — отделения ликбеза. Кроме народного дома, открыли свои двери еще два клуба. В селах каждой волости сохранились и работали народные дома, сельские клубы и избы-читальни.
После голода 1921 года крестьянские дела стали поправляться. Тогда впервые заговорили о коллективном хозяйстве. Учитель A.M. Войнов, вместе со своим дядей Зиятдином Войновым, собрал сход татар. Войновы агитировали создать артель. 15 августа 1922 года была организована первая татарская сельскохозяйственная артель. Назвали ее “Иргиз”. Местные власти выделили артели пару лошадей, двести пудов семян, отвели участок земли. Дело пошло – был хороший урожай. Потом в артель поступили еще одиннадцать лошадей из Сибири. А в 1924 году коллектив артели соорудил плантацию с механической подачей воды. Возглавил первую татарскую артель Зиятдин Войнов. А его племянник учитель продолжал заботиться о развитии образования в татарском поселке…
В сентябре 1931 года татарская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю школу, так называемую «семилетку». Это стало большим событием для поселка. Директором был назначен Фатих Абдурахманович Муратов. При нем строительство учебного заведения было доведено до конца. Впоследствии школа была преобразована в общеобразовательную школу №4.

(Окончание в следующем номере)
Материал подготовлен
на основе трудов директора
краеведческого музея Н.И. Сулеймановой
и краеведа А.К. Журавлева