Центробанк подвел итоги 2018 года в банковском секторе. ЦБ стенает о медленном росте корпоративного кредитования и слишком быстром росте потребительского. Не нравится ему это. Потребкредиты не должны быть единственным драйвером роста кредитования, говорит Набиуллина. Конечно, кто бы спорил…

7643
Э. Набиуллина

Но выход, который она предлагает, – странный и депрессивный.

Банкам «предстоит научиться лучше понимать специфику бизнеса в различных отраслях, а также проектного финансирования». Что это за совет? Разве банки не занимаются этим уже десятки лет? А проектное финансирование — это же мечта любого вора. Спросите у ВЭБа — ему так и не вернули «проектных» олимпийских кредитов на десятки миллиардов долларов…

А с населением все еще хуже. «Банк России уже начал принимать меры по охлаждению этого сегмента кредитования, чтобы не возникла ситуация опасной закредитованности населения».

Выход Набиуллина видит только в торможении. Но не в разгоне экономического роста.

Хотите роста корпоративного кредитования, Э.С.? Все просто. Снизьте чересчур высокую ключевую ставку хотя бы до уровня инфляции и увидите рост. Хотите рост еще быстрее — уменьшите ее ниже инфляции.

Для населения у ЦБ только один рецепт — затормозить рост кредитов. Но есть ведь и другой способ решить проблему закредитованности населения — увеличение его доходов. Именно к этому и должен вести настоящий экономический рост.

Но это не приемлемо. ЦБ против любых мер в этом направлении, потому что они могут разогнать инфляцию. Сдерживая инфляцию, ЦБ выплескивает с водой и ребенка — экономический рост. Баланса нет. Нога Набиуллиной вжимает в пол педаль тормоза.

Наша экономическая машина будет стоять на месте, даже несмотря на явный уклон вниз (высокие нефтяные цены). Тормоз — главное. Наше все. Осторожность и еще раз осторожность. Все остальное не важно.

ТК “СерпомПо”, https://t.me/SerpomPo