Около трети всех доходов Саратовской области в 2019 году были получены из федерального бюджета и бюджета Москвы. Объем собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составил 68 миллиардов 670,8 миллиона рублей, что на 1,5% больше, чем в 2018. Из федерального бюджета поступило 34 миллиарда 159,9 миллиона рублей, из бюджета Москвы — 934,2 миллиона рублей, из бюджета Пенсионного фонда РФ — 39,1 миллиона рублей, Фонда содействия реформированию ЖКХ — 15,5 миллиона рублей.Саратовская область уже не в состоянии прожить без дотаций из федерального бюджета. Сокращение доходов стало самым наглядным свидетельством деградации региона, о которой мы предупреждали еще пять лет тому назад. 

6543

После того, как из Саратовской области был изгнан супостат по имени Павел Ипатов, ему на смену пришел “простой парень из деревни” – Валерий Радаев. Первое, чем озаботился новый воевода, стало сокращение расходов бюджета и внешнего долга. Резали по-живому, не жалея ничего и никого.  Однако внешний долг, который при Ипатове превысил отметку в 30 млрд рублей, при Радаеве вырос до 50 млрд и снизился только до 47 млрд рублей. Что касается доходной части бюджета, то она продолжала сжиматься, как шагреневая кожа. Чтобы в этом убедиться, мы проанализировали доходную часть, начиная с 2016 года.

Итак, в 2016 году доходная часть бюджета субъекта Федерации – Саратовская область составляла  72 млрд 905 млн руб. В то же время  так называемые “безвозмездные поступления”, под которыми, согласно Бюджетному кодексу РФ, следует понимать дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общей сложности составили более 21 млрд рублей. Таким образом, в 2016 году доходы субъекта федерации едва превышали 50 млрд рублей.

В 2017 году, когда Радаева, так сказать, “всенародно выбрали”, доходная часть бюджета составляла всего 76 млрд 694 млн рублей. Безвозмездные поступления вместе с субсидиями увеличились до 30 млрд рублей. Доходная часть бюджета, поступающая за счет собственных усилий сократилась, достигнув 46 млрд рублей.

В 2018 году доходы бюджета слегка подросли, достигнув суммы в 84 млрд 966 млн рублей. Однако из них следует вычесть дотации и субсидии (безвозмездные поступления) в общей сумме – чуть больше 30 млрд рублей. Стало быть, собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета составили чуть больше 50 млрд рублей.

В 2019 году по уточненным данным доходы бюджета еще подросли и составили  97 млрд 498 млн рублей. Однако субсидии в общей сложности достигли беспрецедентных значений. Они составили более 40 млрд рублей! Таким образом, бюджет за счет своих доходов остался на уровне 54-55 млрд рублей.

На май 2020 года “безвозмездное чудо” продолжалось. Доходная часть бюджета вместе с субсидиями достигла  120 млрд 899 млн рублей. В то же время различные безвозмездные субсидии достигли рекордной суммы – 74 млрд рублей! За вычетом субсидий доходная часть областного бюджета за счет сбора налогов достигла критической черты и составили 46 млрд рублей. Для большей наглядности мы приводим ниже таблицу, собственных доходов областного бюджета и безвозмездных поступлений.

Когда Валерий Радаев говорит о росте доходов областного бюджета, он явно лукавит, потому, что говорит об общей доходной части и не упоминает те “безвозмездные поступления”, которые реально пополняют бюджет субъекта.

С одной стороны можно порадоваться тому, что из “других бюджетов бюджетной системы РФ” пополняется региональная казна, но при этом  в регионе не наблюдается развитие. Согласитесь, если за четыре годы доходная часть бюджета, формируемая за счет собственных налоговых и неналоговых доходов  фактически не меняется (см. таблицу), то ни о каком развитии не может быть и речи! 

Дело еще и в том, что субсидии не на развитие, а на выравнивание доходной части поступают для того, чтобы область могла хоть как-то держаться на плаву, обеспечивая исполнение так называемых “защищенных статей бюджета”. 

Мы неоднократно писали о том, что этот губернатор и собранная им команда не в состоянии увеличить доходную часть бюджета, хотя бы потому, что не понимают, что она может расти исключительно в условиях инвестиционной активности. Невозможно увеличить налоговые доходы, не вкладывая деньги в производство и в человеческий капитал. 

Важно понять, что при такой динамике доходов областного бюджета, регион окончательно погрузится на дно упадка. Когда-нибудь Радаев уйдет или его уйдут, что достанется тому, кто придет к нему на смену? Разоренная дотла область, регион, который не в состоянии жить, не получая “безвозмездные поступления”, край, в котором так и не сложился бюджет развития, зато в течение длительного времени сохранялся бюджет выживания. 

Вы только на мгновение представьте себе, что завтра Саратовская область вдруг перестанет получать любые “безвозмездные поступления”, что тогда будет с ней? Как она сможет выполнять обязательства, если доходная часть ее бюджета составляет чуть больше 50 млрд рублей? Это значит, что область будет признана абсолютным банкротом

Нам трудно судить о том, сознает ли Валерий Радаев, что благодаря его усилиям Саратовская область высокими темпами идет к банкротству, точнее, уже к нему пришла. Одно несомненно: “долгожительство” губернатора Валерия Радаева во главе Саратовской области можно объяснить лишь тем, что  сегодня невозможно найти лицо, которое согласилось бы возглавить истощенный, разрушенный, разграбленный, нищий регион. 

vremenynet.ru